dw l rgb whitebg Deutsche Welle дезертирство, Игорь Санджиев, уклонист

Дадут статус? Уклонист из РФ выбрал не Францию, а Казахстан

Не захотевший воевать в Украине уроженец Калмыкии Игорь Санджиев надеется на политическое убежище в Казахстане. Но его могут депортировать в РФ. Одна из причин — Санджиев отказался от предложения переехать во Францию.Судебные органы Казахстана официально отказали не желавшему участвовать в военных действиях в Украине из пацифистских убеждений уроженцу Калмыкии Игорю Санджиеву в предоставлении статуса беженца. «Случай не соответствует критериям определения статуса беженца», отмечается в постановлении суда. Последней надеждой Санджиева был Верховный суд Республики Казахстан. Но, по словам россиянина, встреча с которым состоялась в Астане, в сентябре 2024 года высшая судебная инстанция ничего менять не стала.

Причину отказа Игорь Санджиев, который сам обратился к DW, не совсем понимает, поскольку, указывает он, нескольким жителям Украины Казахстан предоставил статус беженцев. «Семь граждан Украины получили статус беженцев в Шымкенте. В Уральске несколько украинцев официально стали беженцами. Об этом в прессе сообщали, что тем самым Казахстан соблюдает Конвенцию о статусе беженцев», — заметил в беседе с DW сбежавший отмобилизации в России Санджиев.

Как Санджиев оказался в Казахстане

В Казахстане Игорь Санджиев находится с 25 марта 2023 года. 23 сентября 2022 года он был мобилизован в Элисте. Бывшего строителя направили в лагерь для мобилизованных в Волгограде, из которого он бежал в ноябре. После того как Санджиев несколько месяцев скрывался в Москве и Санкт-Петербурге, он принял решение через Беларусь попасть в западные страны. Белорусский КГБ задержал его в Минске и депортировал в Россию, где военная полиция вернула мобилизованного в часть, откуда он вновь бежал в марте 2023 года. Без документов и телефона Санджиев нелегально перешел российско-казахстанскую границу. Прибыв в административный центр Западно-Казахстанской области город Уральск, Санджиев практически сразу подал прошение о предоставлении убежища. Но в статусе беженца ему отказали — официально на территории России военных действий в 2023 году не велось.

«Знаете, я пришел убежища просить, а меня осуждают за незаконный переход границы, с оговоркой — вы же нарушили закон. Я говорю, но мне же деваться некуда. А мне говорят — вам в спину никто не стрелял, за вами никто не гнался. Значит, просто перешли границу, зашли в магазин лимонад купить. То есть вам никто не угрожал…», — рассказывает Санджиев в разговоре с DW. За два минувших года он так и не получил официальный статус беженца. Поэтому Санджиев не исключает, что в любой момент его могут отправить из Казахстана в Россию, где против него возбуждено уголовное дело за самовольное оставление воинской части.

Правозащитники: Выдворение — дело времени

О том, что выдворение Игоря Санджиева из Казахстана — это дело времени, говорит директор Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ) Денис Дживага. Возглавляемая им организация практически с первых дней помогала сбежавшему от мобилизации уроженцу Калмыкии, как можно дольше оставаться на территории Казахстана.

«В настоящий момент выдавать его никто не собирается. Более того, его никто не ищет и не просит выдавать. Но все решения по отказу ему в статусе беженца вынесены и вступили в силу. Санджиев мог выехать из Казахстана в другие страны. Положительных историй много, кто захотел выехать, даже те, кто в розыске были, никого Казахстан не выдал. Дал возможность выехать. За редким исключением, как в случаях с Жилиным и Касимовым, ни у кого проблем не возникло. Но Санджиев сам принял решение не уезжать, а остаться здесь, почему-то с уверенностью, что его из Казахстана никогда не выдворят», — заметил в беседе с DW Денис Дживага, уточнив, что Санджиеву предлагалось уехать во Францию.

Второго такого шанса, уверен директор самой авторитетной в Казахстане правозащитной организации, у Санджиева уже не будет. Одна из причин — среди 20 граждан России, которых Казахстан не выдал и позволил им выехать в третьи страны, были открыто выступившие против войны в Украине правозащитники, журналисты, гражданские активисты и военные. «Но Санджиев к ним даже близко отношения не имеет. Он, в принципе, не против войны и Путина, просто воевать не хочет», — сообщил DW директор правозащитной организации.

Почему Санджиев не уехал во Францию

Игорь Санджиев не стал отрицать, что ему предлагалось переехать во Францию — другие страны отказали в получении убежища. Более того, говорит, что на его имя уже оформлялись билеты. Но в итоге все же решил остаться в Казахстане. «Я всем сразу говорил, что занимаю пацифистско-нейтральную позицию по отношению к конфликту. А поскольку мои взгляды не совпадали с взглядами людей, которые меня поддерживали, я вынужден был отказаться от поездки. В Париже я должен был стать пропагандистским рупором Национального комитета за независимость Калмыкии. Подписать декларацию о выходе Калмыкии из состава России, делать какие-то политические заявления и, конечно, говорить о победе Украины», — рассказал в беседе с DW Игорь Санджиев. При этом он подчеркнул, что подобные предложения в корне противоречат его убеждениям нейтрального отношения к войне в Украине, которые не предусматривают поддержку каких-либо политических течений.

В посольстве Франции в Казахстане комментировать ситуацию вокруг истории Санджиева не стали. В канцелярии французского посла, куда позвонил корреспондент DW, сообщили, что ничего не слышали о таком человеке, посоветовав по мэйлу обратиться с вопросами в пресс-службу посольства. Пресс-служба французского посольства и по истечению шести дней после отправки электронного письма, на вопросы DW так и не отреагировала.

Последняя надежда на получение убежища

Между тем сам Санджиев, оставшись без паспорта и средств к существованию (по его признанию живет за счет помощи добрых людей), рассчитывает все же остаться в Казахстане, который, по его мнению, официально занимает нейтральную позицию к войне в Украине. «Так как мне в статусе беженца отказали, я вычитал указ президента Казахстана от 2006 года том, что он может предоставлять политическое убежище. Поэтому через МВД Казахстана я недавно обратился к Касым-Жомарту Токаеву с соответствующим прошением. Срок рассмотрения — три месяца. Надеюсь, что в моем случае будет положительное решение. Я же не являюсь носителем секретов, я — не солдат и не офицер. Я — строитель. А это сугубо мирная профессия», — заметил в беседе с DW не желающий воевать в Украине Игорь Санджиев.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle