В Беларуси снова планируют модернизацию цементных заводов. Предыдущая обошлась почти в миллиард долларов, предприятия остаются убыточными, долги по кредитам выплачиваются из бюджета. Как власти пытаются спасти отрасль?В Беларуси функционирует три цементных завода — «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер» и «Белорусский цементный завод» в Костюковичах. Все предприятия — градообразующие, на каждом работает около 2 тысяч человек. Вложения превышают миллиард долларов. Однако заводы стабильно работают в минус. Не помогают ни господдержка, ни реструктуризация долгов, ни льготы. К такой ситуации привела модернизация, которую власти затеяли 15 лет назад.
Как перспективная отрасль стала проблемной
Александр Лукашенко рассчитывал, что спрос на белорусский цемент вырастет как на внутреннем рынке — прежде всего, за счет строительства собственной АЭС, так и на внешнем. За счет модернизации были увеличены производственные мощности, но оказалось, столько цемента не нужно ни стране, ни соседям. Чтобы провести модернизацию предприятий, власти взяли кредит у Китая и там же закупили оборудование. Даже строительством занимались китайские специалисты. К качеству их работы, материалам и технологиям возникало много вопросов, но так как кредит был «связанным», изменить ничего не удалось. Это на годы растянуло процесс и вылилось в дополнительные расходы.
А еще оказалось, что Беларуси не нужно столько цемента, сколько стали производить заводы. Спрос на внутреннем рынке вдвое меньше. Не сбылись прогнозы и по экспорту. В России, на которую прежде всего рассчитывали белорусские власти, стали строить новые цементные заводы и реконструировать старые. Лукашенко призвал строить бетонные дороги, чтобы пристроить произведенный цемент, хотя бетон дороже асфальта.
Комитет госконтроля еще в 2016 году вынес заключение: «Созданы суперсовременные производства, на модернизацию затрачены колоссальные ресурсы — свыше миллиарда долларов. Кроме того, на сотни миллионов долларов оказана государственная поддержка. Однако отдачи от этих средств нет».
С 2022 года, когда Лукашенко поддержал Россию в войне против Украины, для белорусских цементных заводов отсеклись практически все западные и южные рынки, на которые приходилось до 40% экспорта. Поставки в РФ в 2023 году выросли почти на треть, но на следующий год прибавка составила всего 2% — российские заводы увеличили поставки на внутренний рынок, кроме того, в Россию все больше цемента завозят из Турции, Казахстана и Ирана. Внутренний рынок также не радует белорусских цементников — он сократился до 3,1 млн тонн, что является самым низким показателем со времени начала масштабной модернизации отрасли.
Кто заплатит за неправильный расчет при модернизации
История спасения цементной отрасли в Беларуси тянется уже 15 лет. В 2019 году Лукашенко подписал радикальный указ о спасении индустрии. Трем предприятиям предоставили отсрочки и рассрочки в погашении задолженности по кредитам на общую сумму более 0,9 млрд долларов. То есть проблемы указом не решались, а переносились на будущее. Накопившуюся задолженность перед государством (по основному долгу, процентам, комиссиям и т.д.) «Белорусский цементный завод» начнет погашать в 2029 году и будет делать это до 2038-го, «Красносельскстройматериалы» — с 2030-го по 2037-й, «Кричевцементношифер» — 2038-2049. Параллельно увеличивается доля государства в уставных фондах предприятий. Также правительство решило, что проценты по кредитам, выданным «Беларусбанком» Белорусскому цементному заводу и «Кричевцементношиферу», в 2025 году снова будут платить из республиканского бюджета.
Экономист Дмитрий Крук отмечает, что на сегодня главный вопрос, что будет дальше с заводами. Финансовые отчеты показывают, что по чистой прибыли предприятия все еще убыточные. «Может ли государство спасти свои инвестиции? Могут ли выйти заводы на прибыль? Все долги еще с 2014-2015 года за них фактически платило государство», — говорит эксперт.
И какой выход предлагают власти?
На фоне огромных долгов власти заговорили о новой модернизации. Сумма и инвестор пока не называются, но известно, что обновить собираются 14 предприятий отрасли, включая три цементных завода. Кроме того, заявлено, что до 2030 года в Подмосковье построят собственный производственно-логистический комплекс стоимостью 21,4 млн евро.
Крук называет такие планы авантюрой, чтобы решить проблемы, которые возникли в результате прошлой модернизации. «Этот сериал продолжается почти 15 лет, — говорит собеседник. — Остаются нерешенными два ключевых вопроса — как закрыть долги, которые государство отсрочило для предприятий, и есть ли устойчивые экспортные рынки. Предыдущая модернизация исходила из того, что в соседних странах будет постоянный спрос на белорусский цемент. И этот расчет не сработал».
Экономист считает, что история бюджетной поддержки продолжится. «Даже если на текущий момент предприятия будут работать в плюс, остаются огромные долги за модернизацию, и если их не спишут, они не позволят выйти на стабильную прибыль, — говорит эксперт. — Если списать долги и начать историю с нуля, возможно, это позволит вывести заводы до нормального состояния. Но сам по себе такой прецедент вызовет много вопросов».