Правозащитники Совета Европы разработали рекомендации по борьбе с явлением тюремной иерархии в пенитенциарных системах, сохраняющейся еще с советских времен. Это касается и России.Тюремная иерархия продолжает оставаться проблемой для пенитенциарных систем девяти государств — участников Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Речь идет об Армении, Азербайджане, Эстонии, Грузии, Латвии, Литве, Молдове, России и Украине. К такому выводу пришли члены профильного комитета Совета Европы (СЕ) в своем ежегодном отчете за 2024 год, обнародованном в четверг, 24 апреля.
Существование кастовой системы в тюрьмах «создает риски физического и сексуального насилия, запугивания или вымогательства» для заключенных. Кроме того, в некоторых пенитенциарных учреждениях упомянутых стран, которые посетили члены Комитета СЕ по предотвращению пыток (CPT), неофициальная тюремная иерархия оказывала в значительной степени доминирующее влияние на управление пенитенциарными учреждениями и реинтеграцию заключенных, говорится в отчете.
Тюремные касты существуют со времен царской России и ГУЛАГа
По мнению экспертов СРТ, причина распространения тюремной иерархии в упомянутых странах объясняется тем, что когда-то они входили в состав Советского Союза, где «делегирование заключенным полномочий на управление тюрьмами и производственными нормами, которые они должны были выполнять, было целенаправленной политикой тюремной системы», особенно во времена существования ГУЛАГа. Однако истоки самого явления «неформальной иерархии заключенных можно проследить еще со времен царской России», отмечается в отчете.
К сожалению, на сегодняшний день меры, предпринимаемые этими девятью странами для искоренения тюремной иерархии, недостаточны, констатирует СРТ. В частности, в тюрьмах заключенных продолжают содержать преимущественно в бараках, рассчитанных на большое количество человек, «что способствует развитию тюремной субкультуры и сплоченности криминальных организованных структур».
Если власти государств, о которых говорится в отчете, не начнут системно искоренять неформальную тюремную иерархию, тогда «не только уязвимые категории заключенных будут подвергаться реальному риску насилия и эксплуатации, но это также будет означать, что эти страны фактически позволяют тюремным главарям продолжать свою преступную деятельность внутри тюремных стен».
Комитет СЕ по предотвращению пыток обнародовал также дополнительный документ, содержащий углубленный анализ проблемы тюремной иерархии, а также ряд рекомендаций по ее искоренению. Эксперты Совета Европы советуют модернизировать тюремные учреждения, в частности камеры содержания заключенных, существенно увеличить количество работников пенитенциарных учреждений, ввести для них специальные учебные тренинги по явлению тюремной иерархии и улучшить расследование случаев насилия между заключенными.
Российские власти не хотят сотрудничать с СРТ
Россия была исключена из Совета Европы в марте 2022 года из-за войны против Украины. Но Москва продолжает оставаться стороной Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. В отчете СРТ говорится, что комитет «стремится вести конструктивный диалог с российскими властями, чтобы возобновить свои мониторинговые визиты в места лишения свободы» на территории РФ.
Потому СРТ запросил у российских властей в рамках стандартного обмена информацией между комитетом и государством — участником конвенции информацию о конкретных событиях. Речь идет о внезапной смерти российского оппозиционера Алексея Навального во время содержания под стражей, а также информации об «определенных действиях сотрудников правоохранительных органов», которые могли пытать задержанных.
Ответа от российских властей на свои запросы комитет не получил, Москва также не оказала содействия в организации мониторинговых визитов членов СРТ в Россию. «Комитет по предотвращению пыток считает, что отсутствие какого-либо существенного ответа на его запросы и бездействие российских властей в предоставлении комитету возможности осуществлять свой превентивный мандат в Российской Федерации представляют собой нежелание сотрудничать», — констатируется в отчете.