Site icon SOVA

Мерц в патовой ситуации из-за Украины

72149382 403 Deutsche Welle Фридрих Мерц

Европе предстоит выбор между миром, который пытаются навязать Украине, геополитической игрой и собственными принципами. Германия столкнется с трудными решениями, пишет в рубрике «Берлинский инсайдер» Дирк Эммерих.В новом правительстве Германии распределяют посты. Министром иностранных дел станет Йоханн Вадефуль (Johann Wadephul). Представитель консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) получает эту должность впервые почти за 60 лет во времена, сложнее которых еще не было.

Что стоит за символичной фотографией

Символичная фотография Дональда Трампа и Владимира Зеленского в соборе Святого Петра надолго останется в памяти: 15 минут мировой политики, которые могли бы войти в историю.

Но действительно ли это было так знаково? Если бы для Трампа речь действительно шла о дипломатии, то, наверное, для серьезных переговоров нашлась бы подходящая комната. Для Зеленского, должно быть, было унизительно даже участвовать в этом. Украинский президент понимает, что, в конце концов, он не сможет отказаться от навязываемого Украине мира, как бы справедлив не был этот отказ. Но, если он это сделает, это будет означать, что он препятствует возможному миру. Зеленский находится в невыгодной позиции, ему придется принять то, что решение принимается без его участия. Это горько. Крупные игроки решают, куда идти дальше. Европа вряд ли сможет что-то изменить в этом.

В начале новой недели все еще остается неясным, будет ли достигнуто перемирие в Украине или нет. Но в любом случае ясно — не только Зеленский, но и Европа, в частности, Германия также находятся в сложном положении.

Можно ли отвергнуть навязываемый Украине мир,, которого не должно было быть? Если да, то это означало бы открытый разрыв с США, что еще больше обострило бы борьбу за геостратегический передел мира. А этого никто бы не хотел.

Что касается внутренней политики, то в Германии ультраправая «Альтернатива для Германии» (АДГ), левопопулистский Союз Сары Вагенкнехт (ССВ) и Левая партия также обвинили бы правительство в желании вопреки Трампу и Путину продолжать войну, которую Украина не сможет выиграть.

Три задачи для Фридриха Мерца

В случае прекращения огня в Украине федеральному канцлеру Фридриху Мерцу (Friedrich Merz) предстоит решать три проблемы: во-первых, определить роль Германии в европейских миротворческих силах, необходимых для обеспечения мира в Украине. Немецкие солдаты на территории Украины, как в годы Второй мировой войны, даже если сегодня речь идет о совсем других условиях? Для многих в Германии это по-прежнему немыслимо. Поэтому в Берлине хотели бы оставить это Парижу и Лондону и самим оставаться в стороне. Но в долгосрочной перспективе это будет невозможно.

Второе — будущее санкций против России. В случае прекращения огня США хотят шаг за шагом ослаблять их, а в конечном итоге и вовсе отменить. Трамп также говорит о вероятном возвращении России в состав G8 и совместных экономических проектах с ней, включая, возможно, возобновление «Северного потока». Может ли Германия отклонить это?

В-третьих, Мерц, вероятно, должен будет последовать примеру США и согласиться с аннексией Крыма Россией. Таким образом, он узаконил бы нарушение Россией международного права. До сих пор это было табу. Возможно, в какой-то момент может последовать и признание четырех аннексированных Россией областей — Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской.

Решение этих задач достаточно сложно и вряд ли может пройти без внешних и внутренних потрясений.

Почему Мерц не поехал в Ватикан?

Но даже в случае провала мирных переговоров Германия окажется в затруднительном положении. Европа и ФРГ должны будут оказать военную поддержку Украине без участия США. Но, даже если бюджетные расходы на это будут увеличены, трудно представить себе, как Германия компенсирует выделяемые США Украине средства в обозримом будущем.

Фридриху Мерцу также пришлось бы решать, по-прежнему ли он готов в этих условиях начать поставки Украине ракет TAURUS, или нет. Кремль в последнее время неоднократно давал понять, что эти поставки будут рассматриваться как прямое участие Германии в войне и иметь соответствующие последствия. Возможно, речь идет лишь о хорошо известных трюках российской пропаганды, призванных вызвать страх в Германии — но Мерц не может просто игнорировать это.

Особенно в условиях когда АдГ, по результатам социологических опросов, впервые стала самой сильной партией в Германии, обойдя по популярности ХДС/ХСС. А сам Фридрих Мерц официально вообще еще не вступил в должность канцлера.

Почему он не был в Риме на выходных, когда речь шла о будущем Украины, остается загадкой. Как будущий руководитель страны Мерц должен был понимать, что встречи в Ватикане были связаны не только с похоронами папы Франциска. Это понимание важно как раз из-за вызовов, с которыми столкнется Германиея, как при возможном перемирии в Украине, каким бы несправедливым оно ни казалось, так и без него.

Автор: Дирк Эммерих, колумнист DW, ведущий рубрики «Берлинский инсайдер»

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Дирк Эммерих (Dirk Emmerich), корреспондент немецких телеканалов n-tv & RTL, много лет жил и работал в Москве, а также в Вашингтоне, был корреспондентом n-tv в Сирии, Ливии, Афганистане и других странах, охваченных военными конфликтами.

Exit mobile version