Фридрих Мерц, очевидно, скоро станет канцлером ФРГ. Это будет вершиной его карьеры в политике и определенным испытанием, ведь Мерц еще никогда не был в роли того, кто несет политическую ответственность.Сейчас положение Фридриха Мерца (Friedrich Merz), который выступал кандидатом в канцлеры от блока консервативных партий ХДС и ХСС, победившего на парламентских выборах в Германии в феврале, можно сравнить с ожиданием в приемной. А нынешний политический и медийный статус Мерца — что-то вроде «почти канцлер». Ведь Фридрих Мерц до сих пор точно не знает, станет ли он, в конечном итоге, канцлером ФРГ. 6 мая этот вопрос должен окончательно решить бундестаг. А 29 апреля истекает срок опроса, проводимого среди членов Социал-демократической партии (СДПГ), которые должны одобрить коалиционное соглашение с консерваторами ХДС/ХСС — и только в случае такого одобрения пусть в канцлеры для Мерца может считаться открытым.
Новая роль Фридриха Мерца
Для Мерца пост канцлера станет высшей ступенью его необычной карьеры в политике — и одновременно вызовом и шагом в неизвестность. Ведь до этого 69-летний Мерц никогда не был в роли руководителя, который несет политическую ответственность. Он никогда не занимал ни пост министра или премьер-министра федеральной земли, ни даже мэра какого-нибудь маленького городка. Между тем он станет самым старым по возрасту канцлером ФРГ со времен Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer) — первого канцлера ФРГ, который возглавлял правительство с 1949 по 1963 годы.
Кроме того, впервые в своей жизни Мерц участвовал в партийных переговорах по формированию правящей коалиции. В чем его не преминули упрекнуть СМИ или отдельные представители переговорщиков, которых цитировали в этой связи, не называя их имен. В то время как лидеры СДПГ Ларс Клингбайль (Lars Klingbeil) и Заскиа Эскен (Saskia Esken), а также глава ХСС Маркус Зёдер (Markus Söder) уже имели такой опыт и знают, как происходит борьба и ведутся споры. В будущем в качестве главы правительства Мерцу предстоит возглавить эту коалицию, состоящую из трех партий, и играть роль модератора.
Мерц — «друг Европы и сторонник трансатлантических отношений»
Фридрих Мерц является ярым сторонником трансатлантических отношений и поддерживает идеи Европейского Союза. «Трансатлантик, друг Европы и реформатор», так называет его журнал немецких экономических кругов Wirtschaftswoche. По мнению журналистов издания, Мерц «возможно, именно тот, кто нужен в наше время». Мерц был членом Европейского парламента с 1989 по 1994 год. Затем 15 лет — с 1994 по 2009 годы — он был депутатом бундестага, заместителем главы парламентской фракции, а затем и возглавлял ее. Но во внутрипартийной борьбе за власть он проиграл тогда своей конкурентке Ангеле Меркель (Angela Merkel).
Мерц — юрист, специализирующийся на экономических делах, родом из Зауэрланда, региона в земле Северный Рейн — Вестфалия к востоку от Рурской области. Для этого региона характерно наличие среднего класса и консервативного католицизма. Возможно, поэтому Мерц значительно более консервативен, чем его былая соперница из Восточной Германии — Меркель, физик, имеющая докторскую степень. Ранее Мерц был одним из близких доверенных лиц консервативного немецкого политика Вольфганга Шойбле (Wolfgang Schäuble) (1942-2023), который более 50 лет был членом немецкого парламента.
Мерц и его карьера
После того как Мерц не стал баллотироваться в бундестаг в 2009 году, он занялся карьерой в бизнесе. С 2016 по 2020 год был председателем наблюдательного совета крупнейшей в мире компании по управлению активами Blackrock в Германии. В это время он часто бывал по делам в США.
Лишь в 2021 году Мерц снова баллотировался на парламентских выборах и был избран в бундестаг. Теперь лидер ХДС, вероятно, станет новым канцлером, который сменит Олафа Шольца (Olaf Scholz), и уже потихоньку конкретизирует свои планы относительно пребывания на этом посту. Иногда он высказывается более прямолинейно, чем Шольц, который пока еще исполняет обязанности канцлера. Мерц то и дело открыто ссылается на свои контакты с главами европейских правительств, которые он поддерживает уже несколько месяцев — будь то ужин с Эмманюэлем Макроном в Елисейском дворце или двусторонние переговоры в Берлине или Брюсселе. Мерц также хочет отправиться в США, чтобы встретиться с президентом Дональдом Трампом еще перед летними каникулами.
Мерц готов обсуждать поставку Украине ракет TAURUS
За неделю до пасхальных праздников Фридрих Мерц рассказал в часовом телевизионном интервью на канале ARD о дальнейшей военной помощи Украине, при этом заступив за «красную линию», о которой снова и снова напоминает Шольц. За несколько часов до этого интервью, российская армия нанесла ракетный удар по Сумам. В результате погибли десятки мирных жителей.
Мерц назвал это «серьезным военным преступлением» и пообещал Киеву поставку дальнобойных крылатых ракет TAURUS, которые могли бы помочь Украине и создать проблемы для России. Он и раньше говорил, что сделает это только при согласовании с европейскими партнерами. Однако британцы, французы и американцы уже снабжают ВСУ крылатыми ракетами. Если поставка TAURUS будет одобрена союзниками, «то Германия должна принять в этом участие», сказал Мерц.
Он подчеркнул, что «украинская армия должна выйти из позиции того, кто держит оборону — она всегда только реагирует (на удары со стороны РФ. — Ред.)». Однако она должна иметь возможность «определять часть этого процесса», тем самым влиять на ситуацию на фронте. Мерц даже прямо упомянул в этой связи возможность разрушения Украиной Крымского моста, который является стратегически важным связующим звеном между Россией и аннексированным Крымом. Своей риторикой и решительностью Мерц явно противопоставляет себя своему предшественнику. Олаф Шольц всегда отвергал поставки TAURUS и предостерегал от дальнейшей эскалации отношений между Россией и Украиной.
Обещания, которые не сдержал Мерц
Впрочем, возможные поставки TAURUS, которые в Германии одобряют не все, — лишь один из элементов, который на фоне масштабных потрясений в Германии и на мировой арене несколько снизил доверие к Фридриху Мерцу. Популярности лидеру ХДС стоило и нарушение им ряда предвыборных обещаний.
Так, в конце 2024 года в течение нескольких месяцев Мерц и другие политики консервативного блока подчеркивали в бундестаге и во время предвыборной кампании огромную важность действующего в ФРГ «долгового тормоза» и призывали федеральное правительство к соблюдению соответствующей финансовой дисциплины. Но все изменилось после начала предварительных переговоров по коалиционному соглашению между СДПГ и ХДС/ХСС. В середине марта бундестаг и бундесрат приняли решение, которое стало уникальным в истории ФРГ. Оно предусматривает фактическое отсутствие в будущем верхнего предела расходов на оборону. Кроме того, был принят финансовый пакет в размере 500 миллиардов евро, предназначенный для улучшения инфраструктуры Германии. Все это было воспринято многими как отмена «долгового тормоза», который консерваторы во время предвыборной кампании обещали сохранить.
Сам Мерц, а также консерваторы и социал-демократы, договорившиеся о создании правящей коалиции, подвергаются давлению со стороны ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), частично признанной экстремистской. Наблюдатели говорят, что усиление ее позиций в ходе прошедших выборов побудило партнеров по коалиции включить в коалиционное соглашение пункт о более жесткой политике в отношении беженцев и об укреплении внутренней безопасности.
Что касается АдГ, то Мерц всего за несколько дней до выборов в бундестаг спровоцировал громкий скандал. В ходе голосования по миграционной политике в немецком парламенте он добивался того, чтобы правящая коалиция, которая на тот момент больше не имела в парламенте большинства, в конечном итоге, согласилась с инициативой по ужесточению миграционной политики, предлагаемой Мерцем и его партией после ножевой атаки в Ашаффенбурге. «За» проголосовали ХДС, СвДП, а также АдГ. Многие были возмущены тем, что Мерц нарушил политическое табу и возведенный им же самим «брандмауэр» в отношении ультраправых — ведь ранее ХДС приняла постановление о недопустимости сотрудничества и каких-либо форм совместной работы с АдГ.
Мерц хочет, чтобы немцы стали «смелее и увереннее»
По данным последнего опроса общественного мнения в Германии, АдГ опережает по популярности партию Мерца. Но это его, судя по всему, не смущает. Во время интервью телеканалу ARD он подчеркнул, что не смотрит каждый день на результаты соцопросов. «Перед нами стоят большие задачи», требующие соответствующих решений, сказал Мерц.
А в своем обращении к жителям страны перед пасхальными праздниками он заявил, что хочет, чтобы Германия снова стала «смелее и увереннее»: «Мы — великая страна, в которой живут, работают и заботятся о своих семьях более 80 миллионов человек». Любопытно, что это обращение Мерца — тоже смелый шаг, ведь, как отметили немецкие СМИ, это не соответствует политической традиции в Германии. Выступать с обращением к народу может лишь уже вступивший в должность канцлер.