59096956 403 Deutsche Welle Александр Лукашенко, Беларусь

Лукашенко больше не выпускает политзаключенных: Запад не услышал «сигнал»?

Власти Беларуси объявили масштабную амнистию ко Дню Победы, однако политзаключенных снова не включили. Почему освобождения прекратились — у DW.В честь 80-летия победы белорусские власти объявили амнистию. Как рассказал глава администрации Лукашенко Дмитрий Крутой, она может затронуть 8-9 тысяч осужденных.

Впрочем, политзаключенных среди них, скорее всего, не будет. Как сообщили в МВД, «сохранены основные принципы и подходы к амнистии» прошлых лет. Ни в одну из четырех амнистий, объявленных за последние пять лет в Беларуси, политзаключенные включены не были.

Политзаключенных освобождали только по процедуре помилование. Летом прошлого года режим Александра Лукашенко неожиданно стал выпускать осужденных «за политику» — за 10 волн помилований на свободу вышли 258 человек. Однако сейчас это процесс остановился, последние несколько месяцев освобождений не было.

Почему Лукашенко перестал отпускать политзаключенных и что можно сделать, чтобы этот процесс возобновился — у DW.

Освобождения были сигналом, но для Запада — слабым

Экс-политзаключенная, бывшая журналистка Белтелерадиокомпании Ксения Луцкина была в одной из волн помилований — она вышла на свободу 20 августа 2024 года. В эфире программы DW «Сварка-шоу» Луцкина рассказала, что, по ее мнению, освобождения политзаключенных не прекратились, а стали на паузу.

«Белорусские власти ждут сигнала из Запада, мол, мы услышали и готовы идти навстречу. Тогда, может, и еще кого-то отпустят. Белорусская сторона отдала мяч на сторону Запада и ждет, когда будет ответная передача», — считает бывшая политзаключенная.

Что касается объявленной амнистии, то Луцкина уверена, что она будет такой же, как и в прошлом году. «Не было никаких иллюзий по поводу амнистии, как правило они одинаковые. По поводу нас (политзаключенных. — Ред.) там был целый абзац, где было написано, что люди, совершившие преступления «экстремисткой направленности» и состоящие на профилактическом учете, под амнистию не подпадают».

Спецдокладчик ООН по Беларуси Нильс Муйжниекс, который также принимал участие в «Сварке-шоу», считает, что Западе этот сигнал восприняли как очень слабый. «Надо освобождать больше людей. Тем более, на свободу тогда выходили люди, у которых и так скоро срок заключения подходил к концу, и условия освобождения были тяжелыми — сотрудничество с КГБ и участие в пропагандистских видео», — объясняет он.

Лукашенко рассчитывал на оттепель после выборов

Белоруссий политолог Валерий Карбалевич согласен с тем, что предыдущие волны помилований политзаключенных были сигналом Западу, который тот не услышал. Кроме того, Лукашенко рассчитывал, что после президентских выборов 2025 года начнется оттепель — мол, выборы прошли спокойно и теперь его можно признавать.

«Но Европа не признала выборы, новая администрация США промолчала. Были еще надежды на Дональда Трампа, на то, что для его команды вопросы прав человека и демократии не так важны. И Лукашенко даже подавал Трампу сигналы, освобождая американских граждан. Но, судя по всему, с диалогом с США ничего не получается — вероятно, тема Беларуси для США не так уж и важна», — говорит Карбалевич.

Также, по мнению Карбалевича, имеет значение ситуация вокруг украино-российского перемирия. «Перемирие может привести к тому, что спрос на продукцию белорусского ВПК в России резко упадет. Это создаст трудности для белорусской экономики, поэтому желательно было нормализовать отношения с Западом, снять санкции. Но раз какого-то перемирия на горизонте не видно, белорусские власти, видимо, решили, что нет смысла продолжать освобождения», — говорит он.

Как режим может привлечь внимание Запада

Спецдокладчик ООН Муйжниекс не считает, что шанс на освобождение политзаключенных упущен. «Вообще, шанс и был очень маленький. И я думаю, что будут и новые шансы, если Лукашенко будет готов к диалогу и реальным шагам». По его мнению, таким шансом может стать возможный визит Верховного комиссара ООН по правам человека в Беларусь.

«Для ООН визит в страну, где нарушаются права человека, — это огромный шаг. Поэтому без серьезных шагов со стороны правительства его не будет. Одним из них может быть доступ для меня и других экспертов в Беларусь и в тюрьмы, к заключенным в режиме инкоммуникадо», — говорит Муйжниекс.

Кроме того, режим Лукашенко должен освободить большее количество политзаключенных. «20, 30 человек — это несерьезно. Чтобы это привлекло внимание западных политиков, нужно освободить сотни людей, и среди них должны быть известные фамилии. Если не будут освобождены Колесникова, Тихановский и Беляцкий, никто не обратит внимание», — говорит спецдокладчик.

Может ли Китай поспособствовать освобождению политзаключенных?

По мнению Ксении Луцкиной, все еще есть надежда на американский трек в освобождении политзаключенных, а также многое зависит от мирных переговоров по войне в Украине: «Лукашенко очень хочет оказаться за столом переговоров, снова быть рукопожатым и признанным».

Также бывшая политзаключенная указывает на Китай как на возможного посредника для переговоров с режимом Лукашенко, ведь для Китая ситуация санкций вокруг Беларуси неприемлема из-за того, что РБ перестала играть свою транзитную роль.

«В моем освобождении есть интересный момент — в этот день был визит большого чиновника из Китая (премьерп Госсовета КНР Ли Цяна. — Ред.). И вот есть версия среди политзаключенных, что волна освобождений в августе 2024 года была в том числе для того, чтобы продемонстрировать Китаю, что Беларусь пытается улучшить отношения с Западом».

Беларусь не должна исчезнуть из международной повестки

Политолог Валерий Карбалевич Карбалевич считает, что проблема сейчас не в переговорщиках — у Минска есть прямые контакты на Западе, и западные посольства работают в Беларуси.

«Проблема в отсутствии повестки дня. Спрос и предложение с обеих сторон настолько разнятся, что не о чем говорить. Что должно произойти? Наверное, если у Лукашенко возникнут серьезные проблемы с Россией, или администрация США скажет, давайте разговаривать, и начнется серьезный диалог. Пока это не происходит», — отмечает Валерий Карбалевич.

Тем не менее, Ксения Луцкина уверена, что освобождения политзаключенных будут продолжаться. «Самое главное, что мы сейчас можем сделать, — это принимать максимальные усилия, чтобы белорусская повестка не исчезла из международной политики. Поверьте, все там (в тюрьмах. — Ред.) сидят и ждут, что что-то произойдет и они выйдут на свободу. И я очень надеюсь, что все это произойдет как можно быстрее».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle