Site icon SOVA

Премией DW «За свободу слова» награждена Тамар Кинцурашвили

72330280 403 Deutsche Welle За свободу слова, премия DW, Тамар Кинцурашвили

Премия DW «За свобода слова» в 2025 году присуждена Тамар Кинцурашвили из Грузии. Она возглавляет Фонд развития медиа, решительно борется с дезинформацией — и за это подвергается все большему давлению.Когда в 1991 году Грузия провозгласила свою независимость, журналистка Тамар Кинцурашвили уже знала, что в будущем станет активно бороться за демократию. «Находясь в составе Советского Союза, мы не имели права голоса и были зависимы от тоталитарной системы, — вспоминает она в интервью DW. — Но в демократическом государстве граждане должны держать правительство под контролем, чтобы сохранить нашу свободу. СМИ несут особую ответственность за соблюдение принципа разделения властей».

Лимбург: Усилия Кинцурашвили очень важны для свободы прессы

Сегодня 55-летняя Кинцурашвили является исполнительным директором работающего в Тбилиси неправительственного Фонда развития медиа, который занимается защитой прав и свобод человека, а также проводит семинары по проверке фактов и борьбе с языком ненависти.

Фонд в своей работе сталкивается с растущими сложностями — в условиях, когда политический режим в Грузии, по оценке ряда наблюдателей, становится более репрессивным. В этом году медиакомпания DW наградила Тамар Кинцурашвили премией «За свободу слова» (Freedom of Speech Award) за ее самоотверженную деятельность на благо свободы прессы.

Эта премия вручается журналистам и правозащитникам с 2015 года, чтобы привлечь внимание к проблеме свободы прессы и тревожной ситуации с правами человека во многих регионах мира. Гендиректор DW Петер Лимбург (Peter Limbourg), объявляя имя лауреата, подчеркнул, что Тамар Кинцурашвили получает награду за решительную приверженность борьбе с дезинформацией в Грузии.

«Усилия Кинцурашвили по борьбе с внутренней и международной пропагандой очень важны для свободы прессы, выражения мнений и доверия к свободным СМИ. В настоящее время Грузия находится на перепутье: в парламенте нет активной оппозиции, процесс вступления в ЕС заморожен, приняты авторитарные законы о СМИ, с которыми мы уже знакомы по России», — отметил Лимбург.

Давление со стороны властей усиливается — и на саму Кинцурашвили

Кинцурашвили признается, что сегодня чувствует себя в Грузии в большей опасности, чем когда-либо: «Правительство каждый день пытается придумать что-то новое, чтобы помешать нам работать». Правящая партия «Грузинская мечта», которая находится у власти с 2012 года и воспринимается многими как близкая Москве, провела через парламент закон «О прозрачности иностранного влияния». Он вступил в силу в июне 2024 года. Согласно ему, грузинские НКО и СМИ, получающие более 20% финансирования из-за рубежа, должны зарегистрироваться в качестве организации, представляющей иностранные интересы.

Если это не будет сделано, НКО и СМИ грозит штраф. Критики данного нормативного акта называют его аналогом российского закона «об иноагентах». В начале апреля парламент Грузии принял в третьем чтении законопроект, представляющий собой перевод американского закона об иноагентах от 1938 года. Он, помимо НПО, онлайн-медиа и вещателей, уже затрагивает и физических лиц.

Фонд развития медиа полностью финансируется из-за рубежа. Тем не менее он отказывается регистрироваться в качестве организации, представляющей иностранные интересы. «Цель нового законодательства — подорвать доверие к нашей работе, — уверена Кинцурашвили. — Для принятия правильных решений нужна достоверная информация. Так работает демократия».

В прошлом году, протестуя против вышеназванного закона, тысячи грузин выходили на улицы. Решение грузинского правительства, в ответ на критику со стороны Брюсселя в ноябре прошлого года приостановившего процесс вступления Тбилиси в Евросоюз, еще больше подогрело протесты. Грузия стала государством-кандидатом всего год назад. По сей день в стране регулярно проходят демонстрации против авторитарного курса властей. В последние месяцы они, по данным оппозиции, еще сильнее ограничили свободу слова и собраний.

А 16 апреля парламент принял поправки в закон «О грантах», согласно которым грузинские НПО и СМИ, получающие гранты из-за рубежа, обязаны согласовывать их с правительством. Усиливается и прямое давление на саму Тамар Кинцурашвили. По ее словам, люди в капюшонах несколько раз разрисовывали вход в офис ее фонда, а также называли ее саму и ее коллег «псевдолиберальными фашистами». «Какие-то люди звонили нам — даже среди ночи — и оскорбляли нас. Они звонили моей семье, мужу и дочери», — говорит Кинцурашвили.

Вместе с другими НПО Фонд развития медиа обратился с иском в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), добиваясь отмены закона «об иностранных агентах».

От журналиста до эксперта по проверке фактов

Родившаяся в 1970 году в Цхалтубо Тамар Кинцурашвили в юности пережила нелегкие времена — после распада Советского Союза в Грузии бушевала гражданская война. Грузинские регионы Абхазия и Южная Осетия объявили себя независимыми республиками. Одной из немногих стран, которые их признали, стала Россия в 2008 году, позднее разместившая там своих военных.

В последние годы существования СССР Кинцурашвили изучала журналистику в Тбилисском государственном университете (ТГУ). С 1994 года работала репортером в «Дрони» — первой независимой газете страны, брала интервью у таких политиков, как Эдуард Шеварднадзе, президент Грузии с 1995 по 2003 год, ранее министр иностранных дел СССР. Позже Кинцурашвили возглавила отдел политики и стала заместителем главного редактора «Дрони».

Стажировалась в западных СМИ, в том числе в информагентстве Reuters в Лондоне и газете Deseret News в Солт-Лейк-Сити. «Это научило меня независимой журналистике — ведь в Грузии у нас не было такого опыта», — вспоминает Кинцурашвили. В 2005-2008 годах она являлась гендиректором грузинской государственной телерадиокомпании Общественное вещание Грузии.

Однако с 2014 года Кинцурашвили полностью посвятила себя борьбе за свободу прессы и распространение достоверной информации. «Поначалу в фактчекинге не было необходимости — ведь СМИ делали свою работу, — говорит она. — Но с появлением новых технологий каждый гражданин может распространять информацию, поэтому мы все должны знать, как отличить факты от ложных сообщений. Возможность контроля над информацией означает власть, и сегодня правительства, автократы и компании пытаются манипулировать общественным мнением».

Кинцурашвили: Премия показывает, что мы не одиноки

Более 300 человек уже приняли участие в организованных Фондом развития медиа семинарах по свободе прессы, противодействию дезинформации и языку ненависти — в том числе в рамках платформы Myth Detector, основанной в 2017 году фондом вместе с Академией DW. Тамар Кинцурашвили также является доцентом Государственного университета Ильи Чавчавадзе в Тбилиси, где преподает этику СМИ и анализ методов пропаганды.

Международная поддержка, в том числе премия DW, сейчас для Кинцурашвили важна как никогда. В настоящее время она участвует в шестимесячной стипендиальной программе во Франции, в рамках которой регулярно встречается с правозащитниками со всего мира. «Премия DW дает нам ощущение, что мы не одиноки в борьбе с этим репрессивным правительством. И это сигнал, что наша работа важна — для нашей страны, для лучшей, демократической Грузии».

Exit mobile version