Власти Беларуси хотят признать Объединенный переходный кабинет Беларуси «террористической организацией». Что об этом думают в кабинете, и как это повлияет на работу структуры?Генпрокуратура Беларуси просит признать террористической организацией Объединенный переходный кабинет (ОПК) белорусских демсил. Обращение в Верховный суд направил генпрокурор Андрей Швед. Ранее эта структура демсил уже была признана в Беларуси «экстремистским формированием». Как новый статус повлияет на работу ОПК — у DW.
Генпрокуратура требует признать ОПК «террористичсекой организацией»
Признать ОПК террористической организацией и запретить ее деятельность на территории Беларуси генпрокурор Андрей Швед предлагает со всеми его структурными подразделениями. По мнению Генпрократуры, деятельность ОПК «курируется и финансируется рядом соседних иностранных государств».
«Основными целями создания и существования формирования определены действия по планированию, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет и общественную безопасность Беларуси путем захвата и удержания государственной власти», — заявил представитель Генпрокуратуры Дмитрий Брылев.
Кроме того, в Генпрокуратуре утверждают, что члены Кабинеты якобы финансируют призанный в Беларуси «террористической организацией» полк Кастуся Калиновского, а также причастны к функционированию объединения бывших силовиков ByPol, также признанного в РБ «террористической организацией».
Кто входит в ОПК?
О формировании ОПК в августе 2022 года на конференции «Новая Беларусь» объявила лидер демсил Беларуси Светлана Тихановская. Кабинет тогда представили как «коллективный исполнительный орган» белорусской оппозиции, который будет продвигать «национальные интересы Беларуси».
«Министры» кабинета менялись. Сейчас ОПК возглавляет Светлана Тихановская, ее заместитель и представитель по транзиту власти — Павел Латушко. За иностранные дела отвечает Владимир Остапенко, Вадим Кабанчук занимается обороной и нацбезопасностью, Павел Барковский — национальным возрождением, Ольга Зазулинская — социальной политикой, а Маргарита Ворихова — молодежной.
Как поясняет замруководителя ОПК Павел Латушко, структура занимается абсолютно легальной деятельностью. «Прежде всего, это сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Нашей задачей также является преодоление политического кризиса, который был создан режимом Лукашенко, защита интересов и прав граждан Беларуси, которые подвергаются невиданным репрессиям. Также наша цель — обеспечение демократического транзита власти», — говорит политик.
Еще в августе 2022 года КГБ Беларуси признал ОПК «экстремистским формированием» — это произошло через несколько недель после создания структуры. Участники структуры также подверглись уголовному преследованию. Так, Светлану Тихановскую приговорили к 15 годам колонии заочно, Павла Латушко — к 18 годам колонии заочно.
Как в ОПК отреагировали на возможное признание «террористической организацией»?
Решение белорусских властей признать ОПК «террористической организацией» Латушко называет войной режима Лукашенко против демократических институтов.
«Режим Александра Лукашенко ставит целью уничтожить институты, созданные демократическими силами и белорусским обществом. Для режима Лукашенко мы кость в горле. Мы — альтернатива, и эту альтернативу он видит и оценивает угрозы для себя и для своего режима. И поэтому он пытается уничтожить, маргинализировать, расколоть демократические институты», — заявил в комментарии для DW Павел Латушко.
Светлана Тихановская назвала намерение Генпрокуратуры «еще одной демонстрацией беспомощности лукашенковского режима».
«Режим, который несет ответственность за преступления против собственного народа и за участие в агрессии против Украины, пытается перевернуть все с ног на голову. Они навешивают ярлыки экстремистов и террористов на людей, которые заботятся и борются за интересы белорусского народа. Для них «террористы»- это все, кто противостоит беззаконию, помогает репрессированным, распространяет правду», — говорит лидер белорусских демсил.
«Угрозы режима не остановят нашу деятельность»
Несмотря на возможный новый статус «террористической организации» в Кабинете заверяют, что продолжат свою работу по всем направлениям. «Мы работаем в интересах белорусов, и угрозы режима не остановят нашу деятельность», — говорит Светлана Тихановская.
Латушко отмечает, что практически все демократические институты и инициативы признаны как минимум «экстремистскими», и не видит в заявлении Генпрокуратуры нет ничего нового.
«Но мы пониманимаем, что, если ОПК признают «террористической организацией», то персональные личные риски здоровью, жизни и безопасности членов ОПК сильно возрастут. Так было с Координационным советом, когда 257 уголовных дел было возбуждено за один день, конфисковали имущество. Поэтому мы можем предположить, что за этим последуют в том числе дополнительные меры преследования», — заявляет политик.
Латушко также надеется, что белорусы, которые хотят демократических изменений в стране, будут и дальше коммуницировать с ОПК. «Это (признание «террористической организацией. — Ред.) никоим образом не повлияет на работу ОПК, на нашу мотивацию. Мы будем добиваться как ответственности Лукашенко за многочисленные преступления против белорусского народа и против Украины, так и демократического транзита в нашей стране».