Мир внимательно следил за тем, как Дональд Трамп 20 января, в день своего вступления в должность президента США, опубликовал свои первые 26 исполнительных распоряжений. Среди них были антимиграционные указы, в том числе по отмене в отдельных случаях права на американское гражданство по рождению, а также указы, нацеленные на разрушение концепции разнообразия, равноправия и инклюзивности (DEI), в особенности в отношении прав трансгендеров. И все эти документы задали тон 100 дням второго срока Трампа.
Указы позволяют президентам Соединенных Штатов использовать их власть для реализации своей политики и законодательных инициатив. Это означает, что такие нормативные акты должны принимать в расчет уже действующие соответствующие законы или положения конституции, которые могут стать правовой основой для указов.
DW проанализировала влияние исполнительных указов Трампа с момента их подписания и расспросила экспертов о том, как американская система сдержек и противовесов реагирует на деятельность президента и балансирует ее.
Какие исполнительные указы подписал Трамп?
Исполнительные указы остаются важным инструментом политики Дональда Трампа с первого дня его возвращения в Белый дом. Хотя наибольшее количество распоряжений Трамп издал 20 января, с тех пор почти каждый второй день президент подписывал как минимум еще один такой документ.
Более 100 указов, которые Трамп подписал с момента инаугурации, изменили структуру управления Соединенными Штатами, а также направления внешней и внутренней политики США.
Как политика Трампа перекликается с «Проектом 2025»
Во время предвыборной кампании и после своей победы Дональд Трамп и его соратники на словах дистанцировались от так называемого «Проекта 2025» — набора консервативных предложений по реформированию федерального правительства США и консолидации исполнительной власти в руках президента, подготовленных аналитическим центром Heritage Foundation для второго срока Трампа.
Среди таких предложений, в частности, призывы убрать из правительственных документов упоминания об изменении климата, принимать меньше беженцев и еще больше ужесточить законодательство об абортах. Джеймс Гудвин, директор по политике Центра прогрессивных реформ, и его коллеги отслеживают изменения и нововведения, реализуемые администрацией Трампа, а также то, насколько точно они повторяют рекомендации из «Проекта 2025».
«Значительное большинство изменений очень точно соответствуют конкретным рекомендациям «Проекта 2025», — отмечает Гудвин, в качестве самого яркого примера называя исполнительные указы, касающиеся прав трансгендеров. — В некоторых случаях формулировки повторяются почти дословно — или же сам указ направлен на то, к чему призывалось в «Проекте 2025″ в целом».
Беспрецедентное использование Трампом исполнительных указов
За первые 100 дней своего президентства Трамп издал больше исполнительных распоряжений, чем за весь свой первый срок — и гораздо больше, чем любой другой президент США в XXI веке.
По словам политолога Эндрю Рудалевиджа, изучающего президентскую власть в Соединенных Штатах и ее отношения с другими ветвями власти, исполнительные указы Трампа выделяются не только количеством. Некоторые из них, считает политолог, похоже, больше основаны на личных предпочтениях, чем на политических приоритетах.
«Указы об отмщении — те, что направлены против конкретных людей или фирм, — действительно выходят за рамки того, что мы видели при использовании указов в прошлом, — констатирует Рудалевидж. — Они явно не претворяют в жизнь закон в каком-либо серьезном смысле, а скорее применяются как инструмент персонифицированной власти. И это проблематичное развитие ситуации».
По оценке Рудалевиджа, происходящее выходит и за пределы простой мести. «Указ, предписывающий министерству юстиции не исполнять закон, кажется мне проблематичным, — уточняет политолог. — Мы видели это в указе, касающемся 14-й поправки к Конституции США и гражданства по праву рождения. Трамп пытался навязать новое определение (условий получения. — Ред.) гражданства, что и так довольно четко сформулировано в конституции».
Можно ли остановить или отменить указы Трампа?
Все три ветви власти в Соединенных Штатах имеют право отменять исполнительные указы президента. Поскольку такие распоряжения являются инструментом претворения в жизнь законов, в дело может вмешаться законодательная власть — Конгресс. Ведь именно он принимает законы, на которых и основываются исполнительные указы.
Во-вторых, в дело могут вмешаться суды, если распоряжения президента противоречат конституции или законам. И, наконец, будущие президенты также могут отменить указы своих предшественников. Ряд распоряжений Трампа был издан для отмены указов его предшественника президента-демократа Джо Байдена. И наоборот — Байден в свое время отменил несколько указов, изданных республиканцем Трампом во время его первого срока правления.
«Если вы действительно хотите добиться долгосрочных изменений в политике, то принятие законов — гораздо более надежный путь, — подчеркивает Эндрю Рудалевидж. — Поэтому довольно любопытно, что администрация Трампа решила во многих случаях не идти по этому пути, несмотря на то, что у Республиканской партии сейчас большинство в обеих палатах Конгресса».
Оспаривание в судах исполнительных указов Трампа
Примерно четверть из более чем 100 подписанных Дональдом Трампом исполнительных указов были оспорены в судебном порядке, причем некоторые — по нескольку раз. На момент написания статьи подавляющее большинство таких дел все еще находилось в стадии рассмотрения.
По словам политолога Рудалевиджа, формально проекты указов проходят процедуру экспертной оценки в профильных ведомствах, после чего передаются в Минюст для проверки общепринятой формы и соответствия законам. «У меня такое ощущение, что при нынешней администрации проекты не проходят через такую институционализированную процедуру, существующую уже почти 90 лет при разных президентах», — делится политолог.
«Президент должен использовать (свои распоряжения. — Ред.) для претворения в жизнь законов. В некоторых случаях президент Трамп издавал указы, чтобы спровоцировать судебный процесс — подписывая распоряжения, которые, на первый взгляд, противоречат действующему законодательству», — добавил Рудалевидж.
Поэтому, по его мнению, еще одним аспектом в данном случае является воздействие на общественное мнение. «Президент держит в руках лист бумаги, на котором напечатан текст указа с большой подписью, и демонстрирует, как он надеется, сильное лидерство тем, кто поддерживает его правление. В эпоху, когда Конгрессу сложно принимать решения, президенты испытывают большой соблазн поступать именно так. Вопрос, конечно, в том, каков конечный результат? Будет ли этот указ выполнен? Или это в основном показуха? Я думаю, что в случае администрации Трампа мы имеем смесь обоих вариантов ответа», — заключил Эндрю Рудалевидж.