Федеральное ведомство по охране конституции признала ультраправую «Альтернативу для Германии» экстремистской партией, что может придать новый импульс попыткам ее запретить. Грозит ли АдГ запрет?В пятницу, 2 мая, Федеральное ведомство по охране конституции (BfV), немецкая контрразведка, заявило о признании ультраправой «Альтернативы для Германии» (AдГ), крупнейшей оппозиционной силы в бундестаге, экстремистской партией. Ранее власти так классифицировали только региональные отделения AдГ в восточных федеральных землях — Тюрингии, Саксонии и Саксонии-Анхальт, а также молодежную организацию партии.
BfV признает ту или иную партию «достоверно правоэкстремистский», если считает, что она:
— «противостоит основам свободного демократического строя», то есть выступает против таких базовых принципов, как человеческое достоинство, верховенство права, равенство перед законом и демократия;
— занимает националистическую, расистскую или ксенофобскую позицию или демонстрирует полное неприятие этнических или культурных меньшинств. По данным BfV, AдГ не считает немцев «с миграционными корнями из мусульманских стран» равноправными членами немецкого общества. Политики из этой партии также были уличены в «постоянной» агитации против беженцев и иммигрантов, заявили в BfV.
— проповедует или, по крайней мере, поддерживает насилие как средство достижения политических целей;
— представляет антисемитскую, ревизионистскую или антидемократическую идеологию.
Для фракции АдГ в бундестаге или возможностей ее представителей избираться нынешнее решение BfV не несет каких-то ограничений. В этом состоит отличие, например, от России или Беларуси, где экстремистский статус организации подразумевает в худшем случае уголовную ответственность для ее членов.
Что произойдет дальше с АдГ?
Тем не менее признание партии «достоверно правоэкстремистский» имеет в Германии различные юридические последствия. Теперь правоохранительные органы могут вести наблюдение за собраниями AдГ, прослушивать телефоны ее членов и вербовать среди них осведомителей. Заключение BfV может напрямую повлиять на выборных должностных лиц из числа членов партии, которые могут потерять свою работу. Может быть прекращено финансирование AдГ.
Ее лидеры заявили, что намерены оспорить в суде решение BfV. Между тем оно может придать новый импульс усилиям по запрету этой партии. Многие немецкие парламентарии уже давно утверждают, что признание «Альтернативы для Германии» «достоверно правоэкстремистской» является важным условием для инициирования процедуры запрета.
Как можно запретить партию в Германии?
Статья 21 Основного закона Германии, гласит: «Партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, неконституционны».
Непосредственно решение о том, можно ли запретить ту или иную политическую партию, принимает Федеральный конституционный суд.
Правительство ФРГ, бундестаг, и бундесрат (палата представительства 16 федеральных земель) имеют право подать соответствующую петицию.
Если она будет подана, начнется длительный судебный процесс. Исход его неясен. Тем временем AдГ, согласно некоторым соцопросам, являющаясясамой популярной политической партией Германии, которую поддерживают около 26% немцев, утверждает, что ее политические оппоненты используют против нее судебную систему страны, поскольку терпят поражение, оперируя демократическими методами.
Плюсы и минусы попытки запретить AдГ
Уходящий со своего поста федеральный канцлер Олаф Шольц (Olaf Scholz) одним из первых после объявления BfV 2 мая своего решения призвал к сдержанности и высказался против поспешных шагов по запрету AдГ. А вот Штефан Зайдлер (Stefan Seidler), единственный депутат бундестага от «Союза избирателей Южного Шлезвига» (SSW), представляющего датское меньшинство, является убежденным сторонником запрета «Альтернативы для Германии».
В интервью DW в 2024 году он заявил следующее: «Врага демократии можно распознать по тому, как он обращается с меньшинствами. Трещины в демократических основах нашего общества становятся очевидными для меньшинств уже на ранней стадии. Наша демократия должна быть хорошо защищена. Как демократы, мы обязаны использовать все доступные нам инструменты. В том числе и рассмотрение дела в Карлсруэ (в этом городе расположен Федеральный конституционный суд. — Ред.)
Политологи расходятся во мнениях относительно того, насколько вероятен успех попытки запретить AдГ. Хендрик Кремер (Hendrik Cremer), юрист Немецкого института прав человека (DIMR) в Берлине, считает, что запрет необходим в срочном порядке и такая инициатива может быть успешной. «Если внимательно присмотреться к AдГ, то можно прийти к выводу, что условия для запрета соблюдены», — поделился Кремер с DW в мае, добавив, что ему трудно понять, почему некоторые политики и аналитики до сих пор выражают сомнения на сей счет.
Азим Семизоглу, эксперт по конституционному праву из Лейпцигского университета, настроен более скептически. Признание AдГ «определенно правоэкстремистской» автоматически не гарантирует успех попытки ее запрета, отметил он ранее в интервью DW. По мнению Семизоглу, решение BfV — это лишь одно доказательство из многих: «Из этого нельзя сделать вывод, что если партия признали определенно правоэкстремистской, то она также является неконституционной с точки зрения Основного закона».
Со своей стороны, известный ученый-юрист Ульрих Баттис (Ulrich Battis) в беседе с DW указал на то, что процедура запрет четко определена. «Статья 21 Конституции Германии предусматривает такую возможность с самого начала. Речь должна идти об активной кампании (со стороны такой партии. — Ред.) против свободного демократического строя. Целью партии должен быть слом политической системы», — подчеркнул Баттис.
Неудачная попытка запретить НДПГ
Рассматривая все «за» и «против» запрета АдГ, стоит вспомнить неудавшуюся попытку запретить ультраправую Национал-демократическую партию Германии (НДПГ). В 2017 году Федеральный конституционный суд решил, что хотя идеология партии противоречит ценностям Основного закона ФРГ, НДПГ не является политически значимой. «За более чем 50 лет своего существования НДПГ так и не удалось пройти в парламент и добиться постоянного представительства ни в одной федеральной земле», — отмечалось в вердикте суда.
Кроме того, другие партии в федеральном и земельных парламентах не желали формировать коалиции или сотрудничать с НДПГ даже по конкретным вопросам, заявил тогда суд. Последний пункт также применим к АдГ — по крайней мере, до сих пор было так. Но, в отличие от НДПГ, АдГ является влиятельной политической силой и широко представлена в парламентах, хотя и не входит в состав какого-либо правительства.
Какие еще партии запрещали в Германии
Между тем в Германии есть прецеденты запрета политических партий в послевоенную эпоху. Так, Коммунистическая партия Германии (КПГ) была запрещена в 1956 году, хотя ей и удалось пройти в бундестаг. Это привело к принудительному роспуску партии, отзыву мандатов у ее депутатов, запрету на создание заменяющих организаций и судебным разбирательствам. Это был второй запрет партии в истории Федеративной Республики Германии после того, как в 1952 году была запрещена неонацистская Социалистическая рейхспартия (СРП).