В первом туре президентских выборов в Румынии победу с большим отрывом одержал ультраправый политик Джордже Симион. Есть ли еще у страны шанс остаться на пути демократии?Ему предсказывали неплохие шансы. Однако ни один опрос общественного мнения и ни один политолог в стране не рассчитывал на подобный результат. В первом туре президентских выборов в Румынии, состоявшемся 4 мая, правый экстремист Джордже Симион получил около 41% голосов. Это почти вдвое больше, чем у занявшего второе место либерально-прогрессивного мэра Бухареста Никушора Дана, набравшего 20,99%.
На фоне низкой явки в 53% Симион опередил ближайшего преследователя почти во всех избирательных округах, причем с большим отрывом. Еще однозначнее проголосовали румыны, проживающие за границей, в частности в Италии, Испании и Германии. За Джордже Симиона отдали свои голоса более 60% этих избирателей.
Таким образом, впервые со времен румынского диктатора в период Второй мировой войны Иона Антонеску и поддерживавшего его ультраправого фашистского движения «Железная гвардия» в Румынии снова могут прийти к власти правые экстремисты. И для Румынии, и для Европы в целом победа Симиона во втором туре президентских выборов, намеченном на 18 мая, означала бы политическую катастрофу. Ведь тогда в одной из стран-членов ЕС во главе государства оказался бы политик, обещающий «разрушить систему», «вымести» румынскую политическую элиту и проводить курс, враждебный ЕС и НАТО. Румыния стала бы страной, где у власти находится правительство, дружелюбно настроенное по отношению к России и критикующее Украину, как это происходит сейчас в Словакии и Венгрии.
Сдержанные реакции на успех Симиона
Нынешние румынские политики пока сдержанно реагируют на результаты голосования в первом туре президентских выборов. Так, исполняющий обязанности президента страны Илие Болоян в день голосования заявил, что для Румынии наступил «трудный период» и что «спокойные времена закончились». Другие политики подчеркивали, что прозападный курс страны «не подлежит обсуждению». В целом, политическая элита, похоже, все еще находится в состоянии шока. Лишь Никушор Дан, также вышедший во второй тур выборов, предостерег от «изоляционистского и антизападного курса» Симиона.
Наблюдатели в Румынии почти повсеместно расценили результат выборов как выражение гнева избирателей и их недовольства тем, как страной управляли в последние десятилетия. «Это вотум против многолетнего плохого управления, против коррупции и отсутствия прозрачности, против решений, принимаемых за закрытыми дверями, это расплата за плохую политику во время пандемии COVID-19, за отсутствующего президента Клауса Йоханниса и за плохую политику по отношению к войне в Украине», — аргументировал, в частности, политический консультант и журналист Валериу Туркан в эфире телеканала Digi24.
Политик правого толка Джордже Симион
В многочисленных интервью, которые Джордже Симион дал в последнее время иностранным СМИ, в том числе DW, он пытался выглядеть умеренным критиком ЕС, целью которого не является вывести свою страну из состава Евросоюза. Тремя колоннами, на которых зиждется безопасность Румынии, являются членство страны в ЕС и в НАТО, а также стратегическое партнерство с США, подчеркивал он.
Мы хотим укрепить ЕС и создать процветание, а не бедность, как это делает нынешняя Еврокомиссия», — указал Симион. По его словам, модель будущего правительства Румынии будет похожа на модель правительства премьер-министра Италии Джорджи Мелони. Но можно ли считать Симиона предсказуемым политиком и полагаться на его заявления?
Политическая карьера Симиона
Свою политическую карьеру Джордже Симион, которому сейчас 38 лет, начал в среде футбольных хулиганов, позже он стал ультранационалистом и призывал к объединению всех румын в «Великую Румынию». Это подразумевает присоединение к стране территории Республики Молдовы и части Украины, в частности севера исторической области Буковина. Из-за этих требований Симиону запрещен въезд в Республику Молдова с 2014 года и в Украину с 2020 года.
По утверждению бывшего министра обороны Молдовы Анатола Шалару, который, в свою очередь, ссылается на источники в молдавской и украинской разведке, Симион имеет связи с российской спецслужбой ФСБ. По данным этих источников, румынский ультраправый политик по крайней мере один раз встречался с сотрудником ФСБ: в 2011 году в украинском городе Черновцы. Однако четких доказательств связей Симиона с ФСБ нет.
В 2019 году Симион основал националистическую партию «Альянс за объединение румын» (АОР). Ее аббревиатура AUR является румынским словом, означающим «золото».
С тех пор Симион не раз попадал в заголовки газет из-за своих крайне агрессивных, иногда связанных с проявлением насилия публичных выступлений, в том числе в парламенте, где, например, в феврале 2022 года он физически атаковал тогдашнего министра энергетики во время речи на трибуне. Подобные выступления Симион любит снимать на видео для Facebook, в этих роликах он часто говорит на языке уличных бандитов.
Когда ему задают вопросы о его отношении к организации фашистского толка «Железная гвардия» и диктатуре Антонеску, Симион обычно уходит от ответа, но указывает, что и у Антонеску, и у вождя «Железной гвардии» Корнелиу Зеля Кодряну «есть и хорошие черты».
Сам Симион позиционирует себя как сторонника президента США Дональда Трампа и «суверенитета». Если его называют правым экстремистом, он отказывается продолжать интервью.
Планы политических перемен для Румынии
Как объявил Джордже Симион, в случае избрания его президентом он сменит глав спецслужб, а также судей в Конституционном суде и будет добиваться нового парламентского большинства. Тогда пост премьер-министра может занять Кэлин Джорджеску — победитель в первом туре предыдущих выборов, который прошел в ноябре 2024 года. Их итог был аннулирован КС Румынии из-за подозрения во вмешательстве РФ.
Легко реализовать свои планы в случае победы на выборах Симиону не удастся, по крайней мере если против него выступит широкое и решительное парламентское большинство. Однако неизвестно, удастся ли его сформировать, учитывая раздробленность парламентского ландшафта Румынии, корыстные интересы многих депутатов и постоянную смену ими партий.
И все же есть признаки, что перед вторым туром президентских выборов против Симиона будет сформирована широкая коалиция. Так, лидер Демократического союза венгров Румынии (ДСВР) Келемен Хунор и ряд других видных политиков из правящей коалиции, состоящей из социал-демократов, либералов и ДСВР, уже заявили, что призывают избирателей поддержать занявшего второе место мэра Бухареста Никушора Дана.
Но даже при наличии всех голосов из правящего лагеря Дану не удастся получить большинство. К тому же, как полагает журналист Каталин Толонтан, надеяться на внезапное пробуждение спящего румынского электората не стоит: «Чувство несправедливости, накопившееся за десятилетия, просто так не исчезнет».