71960021 403 Deutsche Welle Фридрих Мерц

Фридрих Мерц стал канцлером. Германия снова будет лидером в ЕС?

Лидер ХДС Фридрих Мерц был избран десятым канцлером Федеративной Республики Германия. Каковы его идеи в отношении европейской политики и чего от Мерца ожидают в Евросоюзе — у DW.»Мы готовы сформировать в Германии правительство, которое станет одним из самых сильных сторонников Европы, которых вы когда-либо видели в моей стране», — пообещал лидер Христианского-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц (Friedrich Merz) своим коллегам, выступая на съезде консервативной Европейской народной партии, который проходил неделю назад в испанской Валенсии.

Мерц, на тот момент еще не занявший пост канцлера ФРГ, обрисовал цели своего будущего европейского курса: укрепление единства и обороноспособности Евросоюза, поддержка новых соглашений о свободной торговле, корректировка политики в сфере защиты климата и конкурентоспособности, а также сокращение числа мигрантов, прибывающих на континент.

Уже 7 мая, на следующий день после утверждения со второй попытки в роли главы правительства ФРГ, Мерц совершит первые зарубежные визиты на этом посту — в Париж и Варшаву, а 9 мая прибудет в Брюссель.

Мерц обещает больше немецкого лидерства в ЕС

По словам Мерца, он знает, что многие в последние годы хотели бы видеть больше немецкого лидерства в Евросоюзе и на международном уровне, и хочет выдвинуть новые инициативы, приложив больше усилий для продвижении ЕС вперед.

Рафаэль Лосс (Rafael Loss), политолог из берлинского представительства Европейского совета по международным отношениям (ECFR), в этой связи отмечает, что никто в Европе не хочет, чтобы Германия — страна с наибольшим числом населения и крупнейшей экономикой в ЕС — использовала свои ведущие позиции и пыталась реализовать свои интересы посредством давления.

Вместо этого, считает Лосс, желательным было бы, чтобы ФРГ придала объединяющий импульс, который бы сбалансировал ситуацию в Евросоюзе и заставил бы прислушаться к мнению небольших стран-членов ЕС.

Мерц хочет укрепить Европу в области обороны

Когда речь идет об обороне, ЕС должен выступать единым фронтом «прежде всего за счет более эффективной организации нашей обороны, которая поднимет наш оборонный потенциал на новый уровень», говорит Фридрих Мерц. Для этого необходимо быть «прагматичными», когда речь идет о совместных военных закупках и разработке совместных оборонных проектов.

В принципе, считает Мерц, это должно происходить в рамках НАТО. Но европейцы должны быть в состоянии сами защитить себя лучше, чем в прошлом: «Это не факультативное, а необходимое условие для сохранения свободы и мира на европейском континенте».

После вторжения России в Украину и четких сигналов из Вашингтона о том, что Европа должна больше делать для своей защиты, Еврокомиссия недавно представила новую оборонную стратегию и планы по финансированию перевооружения европейских армий. Теперь эти планы должны быть претворены в жизнь. В ночь выборов в бундестаг в конце февраля Мерц пошел дальше, заявив, что для него «абсолютным приоритетом» является укрепление Европы, чтобы она «шаг за шагом» становилась независимой от США.

Франко-германский мотор ЕС опять заработает?

Эти слова, вероятно, пришлись по душе президенту Франции Эмманюэлю Макрону. Отношения между Макроном и Мерцем особенно важны для ЕС. Ведь франко-германский альянс традиционно считался движущей силой дальнейшего развития Евросоюза.

Германия и Франция — по-прежнему две крупнейшие державы ЕС, несмотря на усиливающуюся роль Восточной Европы, указывает Поль Морис, эксперт Французского института международных отношений (IFRI). И объясняет это, в частности, значимостью роли Берлина и Парижа в экономической и оборонной политике.

В лице канцлера Мерца президент Франции Макрон надеется найти партнера для осуществления своего проекта стратегической автономии Европы, поделился Морис в интервью DW. Этот ключевой для Макрона термин подразумевает, что Европа должна стать принципиально более суверенной и независимой от других государств, причем не только в сфере обороны, но и когда речь идет о сырье, технологиях или энергобезопасности.

Поль Морис ожидает со стороны Германии и Франции новых импульсов для ЕС, особенно в области энергетической и оборонной политики. Первая, в частности, была предметом разногласий между двумя странами при последнем правительстве ФРГ, в которое входили «зеленые», уточнил Морис. И предположил, что с новым немецким правительством консерваторов и социал-демократов все будет проще. В частности, эксперт IFRI ожидает, что в будущем Германия будет меньше сдерживать Францию в сфере развития атомной энергетики, поскольку ФРГ необходима дешевая электроэнергия для ее экономики и граждан.

Рафаэль Лосс из ECFR исходит из того, что вопрос европейского ядерного сдерживания также будет обсуждаться между Парижем и Берлином. В то время как прежние правительства исключали подобные публичные дискуссии, ссылаясь на существующий американский оборонный щит, Фридрих Мерц сообщил, что хочет обсудить эту тему с президентом Франции.

В каких областях Берлин и Париж расходятся во мнениях

Несмотря на то что и Морис, и Лосс ожидают улучшения франко-германских отношений при канцлере Мерце, по сравнению с его предшественником Олафом Шольцем (Olaf Scholz), есть области, в которых Берлин и Париж расходятся во мнениях.

Так, Поль Морис указывает на то, что Франция отвергла поддерживаемое Германией соглашение о свободной торговле между ЕС и блоком Mercosur, в который входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. Франция также выступает за выпуск так называемых еврооблигаций — совместных долговых обязательств Евросоюза для финансирования расходов на оборону.

ФРГ традиционно решительно отвергает идею совместных заимствований. В коалиционном соглашении нового немецкого правительства подчеркивается, что Германия по-прежнему не несет ответственности за долги других стран — членов Евросоюза и что внебюджетное финансирование в рамках ЕС должно оставаться исключением.

В Брюсселе ждут дееспособного правительства ФРГ

Брюссель с нетерпением ждал начала работы нового правительства Германии. По словам Рафаэля Лосса, при этом прежде всего речь идет о том, чтобы ФРГ скорее заполнила пустоту, образовавшуюся после краха кабинета Шольца.

Он распался на следующий день после избрания Дональда Трампа президентом США. По выражению Лосса, после этого Брюсселю пришлось столкнуться с тем, что Германия «не могла высказываться» по многим важным вопросам. Решения, напоминает политолог, были инициированы на европейском уровне и фактически уже могли быть реализованы — особенно в области европейского оборонного потенциала.

Оба аналитика сходятся во мнении, что ЕС рассчитывает на то, что при правительстве Мерца так называемое «немецкое голосование» уйдет в прошлое. В Брюсселе «немецкое голосование» для многих является символом европейской политики правительства Шольца и означает воздерживаться — иногда по первому требованию — от принятия решений по законодательству ЕС из-за разногласий между партнерами по правящей коалиции.

Германия также важна для подготовки долгосрочного бюджета ЕС на период до 2028 года, продолжает Рафаэль Лосс. Сейчас переговоры об этом вступают в решающую фазу. Что касается миграции, то, по оценке Лосса, вызывает сомнение, насколько Фридрих Мерц рассматривает ее как тему «европейских амбиций» или же готов в крайнем случае проводить в жизнь свои идеи вопреки европейской правовой базе. Среди других вопросов, которые будут занимать Берлин и Брюссель в предстоящий период — ответ на американскую протекционистскую таможенную политику и торговля с Китаем, подвел итог политолог из ECFR.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle