61732196 403 Deutsche Welle День победы

Как белорусские власти манипулируют Днем Победы

Общество должно иначе осознать День Победы — не через бутафорские парады, а через память и скорбь о погибших, считают историки.Белорусский институт публичной истории провел круглый стол, где эксперты обсудили, «отжил» ли свое День Победы и как относиться к празднику в условиях политического манипулирования. Историки рассказали, как белорусские власти используют 9 мая для демонизации Украины и Запада, замалчивают правду о войне, а вместо демонстрации памяти и скорби устраивают парады. Подробности — у DW.

В народной памяти нет слов о победе

Историк Павел Терешкович считает, что День Победы нужно отмечать, поскольку это была самая масштабная и страшная военная трагедия. «Обращаться к тем событиям, безусловно, нужно, особенно в Беларуси, — отметил эксперт. — Но проблема в том, что у нас до сих пор нет целостного представления о том, что происходило на наших землях с 1 сентября 1939 года и до завершения войны. У нас все еще односторонний подход, который нужно преодолеть, чтобы мы знали о войне все — например, не только о подвигах советских партизан, но и про их другую сторону».

Историк Ирина Каштелян подчеркивает, что в этом году власти уделяют 9 мая особое внимание в связи с круглой датой — 80 лет со дня победы. «Но важно проанализировать, чему мы научились, пережив такую трагедию, куда мы движемся дальше, поэтому мне ближе измерение этой даты как день памяти и примирения. На деле же мы сталкиваемся с тем, что российские и белорусские власти используют День Победы в контексте пропаганды новой войны».

Эксперт обращает внимание, как сторонники нападения на Украину искусственно привязывают к этому события Второй Мировой войны. «Использование 9 мая в контексте «можем повторить» — абсолютное искажение этого дня, — говорит Каштелян. — Потому что люди ждали окончания войны, а власти, опираясь на День Победы, навязывают новую агрессию и работают на разъединение, а не объединение людей».

Историк Владимир Лобач подчеркивает, что 9 мая имеет важное значение для индивидуальной и коллективной памяти белорусов. «Но если мы говорим о воспоминаниях людей, то слово «победа» там не звучит, — говорит эксперт. — Речь идет о страхе, ужасе и трагедии. В этом смысле было бы правильнее, чтобы 9 мая стал днем памяти и скорби. В народной памяти нет места салютам, а есть сожаление о многочисленных жертвах. Поэтому общество должно иначе осознать День Победы, не через бутафорские парады, когда чиновники в форме НКВД возлагают венки. Это просто издевательство над народной памятью».

Как власти манипулируют темой победы

Последние годы тему войны активно использует не только пропаганда, но и белорусская прокуратура. Генпрокурор Андрей Швед лично продвигает расследование о геноциде белорусского народа — проходят суды над давно умершими преступниками, пересчитаны суммы репараций.

Ирина Каштелян говорит, что расследование такой страшной трагедии, — важно событие. «Но то, как это реализуется в Беларуси, не выдерживает никакой критики, — считает историк. — В заявлениях Генпрокуратуры можно увидеть такие аргументы: мы хотим показать детям как можно больше фото трупов, «чтобы наверстать упущенное». Они рассчитывают таким образом воспитать патриотов, но эффект будет обратным».

По мнению эксперта, это вредные практики, которые не способствуют сохранению памяти. «С точки зрения образования мы должны смотреть на тему войны совершенно с другого ракурса. Критически оценивать все события, чтобы не было запрещенных тем, — думает она. — Пока же эта тема активно используется для борьбы с нынешними противниками режима Лукашенко. Часто поднимается тема коллаборационизма, но мы ничего не слышим о власовцах. Некоторые специалисты так развивают этот концепт, что за белорусскими коллаборантами уже не видно нацистских преступников».

Кроме того, власти используют тему Второй Мировой войны для демонизации Украины и Запада. «В России официальная риторика такая, что украинцев приравнивают к нацистам, — говорит историк Алексей Ластовский. — В Беларуси такие сравнения можно встретить разве что в отношении киевской власти. Пока сохраняется тезис про братский украинский народ. И это существенное отличие Беларуси от России».

В государственных СМИ постоянно звучит тема противостояния Западу. «Запад стал главным врагом для власти, он отождествляется с нацизмом. Мол, там живут наследники преступников, которые обеляют их и переписывают историю, и только Россия и Беларусь отстаивают правду о войне», — говорит Ластовский.

Такое примитивное упрощение, по мнению эксперта, используется для накручивания людей, и когда речь идет об оправдании нападения на Украину. «Это сквозная тема и белорусской, и российской пропаганды», — подчеркивает историк.

«При этом соцопросы показывают, что большинство белорусов не воспринимает базовые установки идеологии русского мира, при которых Запад является врагом белорусского народа, — говорит Павел Терешкович. — Это отличает белорусов от многих россиян».

Как донести правду о войне

Ирина Каштелян обращает внимание, что сегодня живет уже четвертое послевоенное поколение, которое в большинстве своем не знакомо с теми, кто пережил войну. «Не стоит гнаться за цифрами, чем сегодня занимается Генпрокуратура, — считает она. — Куда важнее, на мой взгляд, восстанавливать имена, биографии, рассказывать о тех, кого мы потеряли».

По мнению эксперта, рассказывать о войне нужно через конкретные судьбы. «Цифры не настолько чувствительно воспринимаются, — продолжает она. — Власти же действуют через пропаганду насилия и запугивания людей, но это не работает. В музее про Хатынь есть комната, где создана атмосфера, будто горишь в доме. Были случаи, когда детям, которые туда заходили, становилось плохо. Нам еще предстоит оценить, какой вред будет нанесен теперешним образовательным подходом».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle