71349507 403 Deutsche Welle Дональд Трамп

Комментарий: Трамп замахнулся на российскую идентичность

Американский президент Дональд Трамп в начале мая объявил, что США внесли наибольший вклад в победу во Второй мировой, а также и Первой мировой войнах. В связи с этим хозяин Белого дома решил ввести два новых праздника — 8 мая и 11 ноября, даром что памятные даты в эти дни и так были в американском календаре.

В Москве это заявление президента США восприняли как явно недружественное, что неудивительно. Для российского общества и правящего режима это не просто праздник, но основа их идентичности и главное связующее власть и народ звено.

Кто победобеснее?

Еще в 2015 году я писал о том, что Россия утратила символическое право называть себя преемницей победителей нацизма. Развязанная ей уже тогда война в Европе напоминала многим поведение, скорее, агрессоров, чем жертв .

После начала полномасштабной войны против Украины в 2022 году и сами слова «после начала войны» начали в Европе значить совсем другую войну. Символический капитал был промотан, и уже российское общество оказалось расколото. Часть его основой своей идентичности по-прежнему видели «подвиг советского народа», другая же, к которой относились как активные противники, так и парадоксальным образом сторонники агрессии против Украины переключились на события и преступления настоящего. Власти однако продолжали использовать (и девальвировать) итоги Второй мировой как аргумент в актуальной политике.

Самый очевидный пример этому — военный парад 9 мая, который в этот год Путин проводит уже в четвертый раз с начала новой большой европейской войны, им самим развязанной. Старые стереотипы о «народе-победители» Кремль старается в рамках массированного промывания мозгов подменить на миф о так называемой «специальной военной операции». Это и есть новое издание так называемого победобесия — милитаристской идеологии, выстроенной на базе гражданской религии, эдакого культа мертвых воинов, выросшего из народной памяти о войне, отравленной официальной пропагандой. Сюда же стоит отнести и концепцию «геноцида советского народа», которую псевдоисторики под чутким руководством пиарщиков, вроде путинского помощника Владимира Мединского, разрабатывали в последние годы.

Деконструкция этих мифов позволяет понять, что никакого другого легитимного обоснования своего права на власть, а равно и на войну и насилие у российского правящего класса так за последние годы и не появилось. А значит решение Трампа побороться с Кремлем за интерпретацию прошлого и создание еще одного центра исторического притяжения и политического мифа о победителях для Путина опасно.

Трамп и Путин: дуэль двух нарциссов

Если бы не первые сто дней нового американского президента, которые подтвердили его репутацию человека, стремящегося доказать абсолютное превосходство США как страны, а себя лично — как персоны, то можно было бы подумать, что Трамп реализует хитрый план. Он начал снова поставлять оружие Украине, на словах критикует российского лидера за удары по мирным жителям, периодически грозит ему санкциями. А теперь вот якобы еще и угрожает Путину перехватом по-прежнему ключевого для российской власти исторического мифа, а то и его разрушением. Альтернативными парадами, сбором союзников не в Москве и даже не в Нормандии, где произошла их высадка в Европе, а где-нибудь в Вашингтоне.

Однако никакого плана за неожиданным заявлением Трампа, похоже, нет. Есть лишь желание оказаться в центре внимания. При том, что потенциал побороться за первое место у Трампа явно есть. Как и Путин, он умеет оказываться в центре внимания, а также присваивать себе чужие заслуги, в том числе своих «великих предков». Как в случае с войной в Украине или с тратами американского бюджета, Трамп легко превращает десятки и сотни тысяч в миллионы и триллионы. В общем, это достойный противник в деле приватизации общего прошлого для российского диктатора.

Извращенная версия истории как аргумент в политике

Еще до прихода Путина к власти российские квасные патриоты любили порассуждать о том, как на Западе занижают решающую роль СССР в победе над нацизмом. Затем этот дискурс стал общепринятым, а принижение роли союзников по антигитлеровской коалиции превратилось в Москве в ее отрицание. Дальше дискуссии на этот счет и вовсе докатились до утверждений о том, что фактически Советский Союз воевал не с Гитлером, а с объединенной Европой, а то и «коллективным Западом».

В России так часто об этом рассказывали, что история, не в первый уже раз, сработала как самосбывающийся прогноз. В итоге, столь же нарциссичный как Путин лидер претендует на право называть США «главным победителем». И тут можно уверенно сказать: Кремль сам на это напросился, используя извращенную версию общей истории как аргумент в актуальной политике. Потому что в эту игру могут играть и двое.

Автор: Иван Преображенский, кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle