Не для последних ветеранов, а для первого президента: как в Беларуси отмечается 80-я годовщина завершения Второй Мировой войны.80-я годовщина Дня Победы символизирует дальнейшее сближение Беларуси и России, а также усиление идеологического влияния Москвы на Минск. В центре торжеств находятся не оставшиеся в живых последние ветераны войны, а первый и бессменный президент Беларуси Александр Лукашенко, использующий тему Великой Отечественной войны в своих политических целях, считает историк Александр Фридман.
Средний возраст ветеранов в Беларуси — 99 лет
По данным Министерства труда и социальной защиты, в Беларуси сейчас проживают около 800 ветеранов, из них 427 — участники и инвалиды войны. Их средний возраст составляет 99 лет. Кроме того, около 6 300 человек относятся к категории пострадавших от последствий войны, в том числе 5 600 — бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания. Для подавляющего большинства этих людей нынешний День Победы станет, вероятно, последним круглым юбилеем.
Будущие торжественные юбилейные даты, посвященные Победе, скорее всего, пройдут без ветеранов и других непосредственных свидетелей войны. Эта деталь придает особое значение Дню Победы 2025 года, который справедливо можно было бы считать прощанием с последними представителями поколения-победителей.
Еще в марте Совет Министров РБ принял решение о единовременных выплатах в размере от 1 500 до 5 000 белорусских рублей (440-1465 евро) ветеранам, инвалидам, труженикам тыла, узникам концлагерей и другим категориям граждан. На торжественном собрании 6 мая, посвященном 80-летию «Победы советского народа в Великой Отечественной войне», Александр Лукашенко отдельно обратился к ветеранам, подчеркнув величие их подвига. Слова благодарности прозвучали из уст других представителей власти.
Ежегодный ритуал
Тем временем, как и в России, в Беларуси трагедия жертв нацизма и подвиг воинов Красной Армии, подпольщиков и партизан используются в пропагандистских целях, подстраиваясь под текущую политическую конъюнктуру.
Эта тенденция прослеживается на протяжении всей истории празднования 9 мая: в позднесталинскую эпоху праздник был практически забыт, при Хрущеве оставался в тени, при Брежневе стал центральным днем советского политического календаря, а при Путине в России трансформировался из «Дня Победы» в «день войны».
С уходом из жизни ветеранов, чьи реальные воспоминания зачастую не вписывались в канон официальной героики, праздник все больше превращается в ежегодный выхолощенный ритуал «победобесия» — особенно в контексте войны России против Украины и радикальной антизападной риторики.
Как изменилась ситуация в 2025 году
В Беларуси до недавнего времени культ Победы сохранялся в более мягкой форме. Однако в 2025 году ситуация изменилась. Если раньше Москва закрывала глаза на определенные отличия белорусской модели (например, отказ от георгиевских ленточек, отсутствие шествия «Бессмертного полка»), то ныне наблюдается стремление к унификации нарративов и символов.
Если в России фокус праздника сделан на триумфе Красной армии, а жертвы нацизма отходят на второй план, то в белорусской риторике сохраняется двойной образ: с одной стороны — белорусы как жертвы геноцида (Лукашенко даже предположил, что от рук нацистов и их приспешников погибла не треть, а половина всего населения БССР), с другой — как потомки героев-победителей: партизан, подпольщиков, красноармейцев.
При этом под влиянием России ключевые советско-российские образы войны (например, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы) все активнее интегрируются в официальный белорусский нарратив. Мероприятия 2025 года ясно показывают: память о победе продолжает оставаться ареной политической борьбы, где история войны — лишь фон для идеологической режиссуры. Российские нарративы и подходы при этом приобретают все большее значение и, по всей видимости, в ближайшее время будут определять характер празднования победы в Беларуси.
В своей радикальной антизападной риторике перед 9 мая 2025 года Александр Лукашенко охарактеризовал нацистскую агрессию против СССР как одну из попыток «коллективной Европы» уничтожить «славянский мир» — наиболее зловещую, но далеко не единственную в ряду подобных.
Юбилейный парад в Москве — дебют для Лукашенко
Александра Лукашенко, находящегося у власти в Беларуси почти 31 год, и на Западе, и в России часто называют главным союзником Кремля. Нынешняя 80-я годовщина Победы — уже четвертый крупный юбилей в его политической биографии. Тем более примечателен тот факт, что парад 9 мая 2025 года станет первым юбилейным парадом, за которым Лукашенко будет наблюдать в Москве лично.
В 1995 году, когда на празднование 50-летия Победы в Москву по приглашению Бориса Ельцина прибыли лидеры ведущих мировых держав, Лукашенко, готовившийся к своему первому референдуму в Беларуси, предпочел остаться в Минске и провести праздничные мероприятия дома.
Десять лет спустя, в 2005 году, главным гостем московского парада стал президент США Джордж Буш-младший, а компанию ему составили президенты и премьер-министры из стран Европы и других регионов мира. В 2015 году, после аннексии Крыма и на фоне войны на востоке Украины, западные лидеры проигнорировали приглашение Путина. Как и в 2005-м, Александр Лукашенко не принял участия в параде 2015-го года, ограничившись визитом в Москву накануне праздника.
Регулярным участником российских парадов Лукашенко стал лишь в первой половине 2020-х годов. Его поездка в Москву в 2023 году сопровождалась признаками болезни и физической слабости, что породило слухи о резком ухудшении состояния здоровья «бессменного президента».
С утра — в Москве, вечером — в Минске
Поездки Лукашенко на московские парады стали символом все более тесной интеграции Беларуси с Россией. Это сближение отразилось и в организации торжеств в Минске, где военный парад переносят на вторую половину дня, тем самым подчеркивая его второстепенное значение по сравнению с московскими мероприятиями.
Аналогичная схема сохраняется и 9 мая 2025 года. Александра Лукашенко ждет тяжелый день. С утра — парад в Москве, вечером — в Минске. Однако для Москвы, стремящейся продемонстрировать свое величие, его присутствие стало обязательным элементом и своеобразным тестом на лояльность.
В 2025-м становится все более очевидно, что попытки Лукашенко выстроить собственную модель празднования Дня Победы потерпели неудачу. Его поведение сегодня ясно демонстрирует зависимость от России. Ветераны же и на своем последнем юбилейном празднике — как и прежде — остаются лишь антуражем для официальной пропаганды.
Автор: Александр Фридман, историк, преподает новейшую историю и историю стран Восточной Европы в университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе и Саарском университете.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением редакции и Deutsche Welle в целом.