Москва частично осталась без связи и интернета на 9 мая, когда РФ празднует 80-летие капитуляции нацистской Германии. Аналогичные шатдауны зафиксированы более чем в 30 городах России.Ограничения мобильной связи и интернета российские власти объяснили мерами безопасности на время торжеств по случаю Дня Победы — об этом предупреждали заранее. Самые строгие меры безопасности — в Москве, прежде всего, вокруг Красной площади, где собрались делегации из 29 стран, включая глав ряда государств. В числе приглашенных были председатель КНР Си Цзиньпин, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, а также лидеры стран СНГ — за исключением Украины и Молдовы. Среди европейских гостей были премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александар Вучич.
Предполагается, что основным поводом для усиления мер безопасности стали опасения возможных атак с использованием беспилотников. В 2023 году здание Кремля подверглось удару дронов, который тогда расценили как «попытку покушения на президента». Российские власти не скрывают, что рассматривают отключение связи и интернета как инструмент в условиях «гибридной войны», а эксперты называют произошедшее проверкой технических возможностей.
Москвичи сообщают о массовых сбоях связи
Повышенные меры безопасности были введены в Москве в преддверии и в день проведения парада Победы. Еще 5 мая столичная полиция объявила о запрете полетов всех видов летательных аппаратов над городом, включая беспилотники, предупредив о возможной административной и уголовной ответственности. На перебои с мобильной связью и доступом в интернет начали жаловаться с 7 мая. Наибольшие трудности пользователи фиксировали в районе Красной площади и прилегающих улиц. В частности, в дни репетиций парада некоторые магазины временно переходили на расчет наличными, а отдельные заведения общественного питания приостанавливали работу.
Утром 9 мая, по официальным данным, связь в Москве с населением в 13 млн человек должны были отключить полностью. Впрочем, некоторые жители столицы писали в соцсетях, что у них все работает или работает частично. Пользователи сообщали о недоступности телевидения, мессенджеров и мобильных приложений. Среди операторов, чья работа была затруднена, — «МТС», «Мегафон», «Билайн» и Т2. Операторы связи заранее предупредили о возможных ограничениях и порекомендовали жителям Москвы и Подмосковья использовать Wi-Fi. Тем не менее, перебои с доступом в интернет повлияли на повседневные сервисы — от онлайн-оплаты до навигации. «Почему не работает телевидение сегодня?», «Нет мобильной связи», «Что происходит с мобильным интернетом. Хамовники, Москва», «Че, пацаны, чебурнет?», — такие сообщения от москвичей отображает сервис Downdetector.
Житель одной из окраин Москвы, пожелавший остаться анонимным, рассказал DW, что 9 мая столкнулся с перебоями в работе цифровых сервисов. По его словам, в местном кафе не работали переносные терминалы, оплату принимали только через кассу, подключенную по проводу. Кроме того, он не смог оформить доставку продуктов — мобильное приложение оказалось недоступным. «Неприятно, но коллапса вроде не было. Думал, что 9-го будет «веселее», — написал он. По данным столичной мэрии, ограничения должны быть полностью сняты к 10 мая.
Сбои связи затронули десятки городов России
Перебои с мобильным интернетом в День Победы наблюдались не только в Москве, но и в десятках других российских городов. По данным правозащитной организации «Роскомсвобода», ограничения повлияли на широкий спектр цифровых сервисов: от мессенджеров и приложений до онлайн-банкинга, такси и доставки. Некоторые пользователи сообщили о проблемах с цифровым телевидением, банкоматами и невозможности получить доступ к сайтам государственных учреждений. Один из возмущенных жителей Москвы пытался оставить жалобу на сайте правительства Москвы, но потерпел неудачу — ресурс был недоступен. В «Роскосвободе» отметили, что шатдауны происходят не локально, то есть не там, где обычно происходят атаки дронов или есть их вероятность, но на гораздо более широкой территории. Это, по мнению экспертов, может свидетельствовать о тестировании в России масштабных сценариев управления интернетом.
Глава «Общества защиты интернета» Михаил Климарев в беседе с DW сообщил, что проблемы с мобильной связью испытывают не только Екатеринбург и Калининград, но даже Комсомольск-на-Амуре. В этих городах также проходили парады Победы. По словам Климарева, проведение точечных отключений требует значительно больших технических ресурсов, чем полное отключение на определенной территории. «Если у властей есть возможность отключить связь локально, это означает, что они способны реализовать и национальный шатдаун», — резюмировал эксперт. Он обеспокоен тем, что население России постепенно привыкает к отключениям интернета и мобильной связи: «В нормальных странах отключение мобильного интернета — чрезвычайная ситуация. В центре огромного мегаполиса, просто берут и отключают нормальную жизнь миллионам граждан».
От «гибридной войны» до показательных мер: как власти оправдывают отключения связи
Накануне майских праздников пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объяснил перебои с мобильным интернетом в стране «опасным соседством» — что именно подразумевалось под этой формулировкой, он уточнять не стал. Тем не менее отключения оказались не повсеместными: жители некоторых районов Москвы писали в соцсетях, что у них сохранялся доступ к мобильной связи и интернету. Депутат Госдумы и координатор проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин заявил, что подобные меры являются «элементом превентивной защиты» в условиях «гибридной войны». По его словам, временные отключения не следует воспринимать как проявление цензуры — они якобы направлены исключительно на обеспечение безопасности.
Политолог Михаил Виноградов отмечает, что несмотря на усиленное полицейское присутствие и технические ограничения, в Москве так и не произошло ничего экстраординарного. «Паника 6–7 мая забыта. Масштаб суеты выглядел как подготовка к приезду кого-то вроде Трампа — разве что водопровод не отключили», — иронизирует он. По мнению эксперта, демонстративные меры могли быть направлены на подчеркивание силы государства и его «самопрезентацию». Хотя большинство россиян и так готовы без сопротивления принять любой официальный нарратив, считает Виноградов: «Готовность принять любой предложенный образ победы по-прежнему заметно выше, чем мечта о новой волне мобилизации и прочем апокалипсисе». В выступлении Владимира Путина 9 мая, по его словам, не прозвучало четких сигналов ни в пользу деэскалации, ни в поддержку дальнейшей мобилизации: «Уровень ожиданий деэскалации ниже, чем пару месяцев назад», — заключает Виноградов.
«Путин в этом году избегал привычной конфронтации с Западом — в речи не прозвучало ни обвинений в «колониализме», ни сравнений западных элит с нацистами», — отметил политолог Аббас Галлямов в своем Telegram-канале. По его словам, президент «удивительно сдержанно» обошел стороной и параллели между Второй мировой и войной в Украине, сделав акцент исключительно на исторической памяти.