72184348 403 Deutsche Welle материнство

От Мадонны до Меркель: о чем говорит история материнства

Дева Мария, мать с глянцевой обложки, карьеристка: выставка в Дюссельдорфе посвящена образу матери и значению материнства в разные времена.В Дюссельдорфе солнечный весенний день, и многих тянет на свежий воздух. Тем не менее свободных мест на экскурсию в музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе нет. «Мама. От Марии до Меркель» («Mama. Von Maria bis Merkel») — так называется выставка, на которую сегодня пришли родители с малышами. Идея тура «Искусство с ребенком» заключается в том, чтобы дать им возможность отключиться от повседневной суеты. Участников легко узнать: они толкают коляски, носят детей в слингах или кормят грудью в промежутках. Эта концепция практикуется во многих немецких музеях, в Кунстпаласте ее предлагают уже десять лет.

Тема выставки в Дюссельдорфе — материнство — оптимально подходит. Одна из трех кураторов, Вестри Пейдж (Westrey Page), объясняет, почему Дева Мария и Ангела Меркель (Angela Merkel) стали центральными фигурами выставки, занимающей восемь залов: «Мария — мать, которую чаще всего изображали в западном мире». Она воплощает в себе широко почитаемый образ благочестивой и смиренной матери и долгое время была идеалом для многих женщин, а для некоторых — даже сегодня. У Ангелы Меркель детей нет, но благодаря СМИ за ней закрепилось прозвище «мамочка», «мамуля» (Mutti) и она вошла в историю как «матерь нации». Бывший канцлер ФРГ символизирует важный акцент выставки: женщин оценивают в привязке к материнству, даже если они не являются матерями, отмечает Пейдж.

Выставка, проходящая до 3 августа, посвящена не столько непосредственно матерям, сколько взглядам общества на них. В центре внимания — социальные ожидания, которые всегда влияли на материнство и отражались в искусстве, культуре и повседневной жизни.

Клише о материнстве

Название намекает на разнообразие 120 экспонатов, охватывающих период с XIV века и по сей день: здесь и позднесредневековые изображения кормящей Богородицы и сюжеты Пьеты с распятым Иисусом на руках, и обложки глянцевых журналов с образцовыми мамами, и повседневные предметы, такие как молокоотсос, которым женщины пользовались в 1950-х годах. Экспозиция рассказывает о повседневном труде по уходу за детьми, абортах, несбывшихся желаниях в отношении потомства, отношениях матери и ребенка, стереотипах и клише.

Пример такого клише: в 2002 году производитель Барби, компания Mattel, выпустил на американский рынок беременную подругу Барби — Мидж — в рамках серии «Счастливая семья». Но через некоторое время Мидж внезапно исчезла с прилавков. Покупатели были возмущены, потому что им казалось, что кукла выглядит как мать-одиночка. Они опасались, что она может прославлять подростковую беременность. В результате Mattel выпустила на рынок новую версию Мидж, с кольцом на пальце. Ее муж Аллан и сын Райан тоже вошли в набор. Он также выставлен в Кунстпаласте и служит напоминанием о том, как трудно обществу даже в наше время отойти от стереотипов о традиционной модели семьи.

Материнство в различные эпохи

То, что матери сами могут растить своих детей, на протяжении многих веков не было самим собой разумеющимся. По словам кураторов выставки, только около 1800 года подавляющее большинство женщин решили кормить и воспитывать своих детей самостоятельно. До этого не только аристократы, но и семьи среднего класса нанимали для этих целей кормилиц.

Уход за детьми — это работа. Тем не менее, она остается в основном неоплачиваемой и традиционно автоматически приписывается женщинам. Представленные в экспозиции художники критически оценивают тот факт, что воспитание регулируется социальными нормами и классовой принадлежностью.

Во все времена на женщин пытались влиять, указывая, как они должны жить. Об этом на выставке свидетельствует стена книг с советами, представляющими отчасти благонамеренные, отчасти яростные попытки вылепить идеальных матерей. В «третьем рейхе» и вплоть до 1960-х годов большое значение имел справочник «Немецкая мать и ее первый ребенок», написанный врачом Иоханной Харер (Johanna Harer). В отличие от сегодняшнего понимания воспитания детей, она призывала женщин отказывать ребенку в его потребностях, например, не кормить его грудью с первых дней жизни и следовать принципу «закалка вместо нежностей». Время с матерью ребенок должен был проводить исключительно во время кормления, смены подгузников, одевания и купания, для чего указывались точные временные отрезки.

Представлен в экспозиции и сборник советов «Наш ребенок» чешской писательницы Мирки Климовой-Фюгнеровой, переведенный на немецкий язык и популярный в ГДР. В книге говорится о том, что забота о детях — это общая задача для обоих полов. Однако на практике и в Восточной Германии, где женщины, в отличие от западных немок, были более эмансипированы и задействованы в экономике, воспитание детей в значительной степени оставалось женской работой.

Впрочем, работающая мать — отнюдь не феномен современности. В XIX веке женщинам приходилось брать детей с собой на работу. Одно из впечатляющих доказательств этого — скульптура «Die Steinklopferin» дюссельдорфского скульптора Карла Янссена (Karl Janssen). Сидящая женщина смотрит с тревогой на своего ребенка. Он лежит рядом с ней, неудобно устроившись на каменистой почве, пока она занимается тяжелым трудом в каменоломне.

Чайлдфри, аборты и работающие мамы

В Кунстпаласте также представлены альтернативные модели семей, включая квир-пары. Темой экспозиции в Дюссельдорфе является и самовосприятие женщин, у которых нет детей — из-за проблем со здоровьем или по собственному желанию. В одной из комнат с инсталляциями с потолка свисают 170 позолоченных чаш с разбитыми куриными яйцами. Сербская художница Марта Йованович хочет почтить каждый цикл своей собственной жизни, в котором яйцеклетка не была оплодотворена. Королева немецкого панка Нина Хаген (Nina Hagen) поет об аборте в песне «Unbeschreiblich weiblich» 1978 года. Ее послание — это мощный отпор идее о том, что предназначение женщины заключается в деторождении.

Как показывает цикл картин Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer), библейская Мария также могла неоднозначно отреагировать на провозглашение о том, что она родит Сына Божьего. С художественной точки зрения это один из самых ярких моментов выставки.

В целом, тот факт, что протестантизм вытеснил Деву Марию из повседневной религиозной практики, сделал женщин более свободными, отмечают организаторы выставки. Многие из них смогли c большей свободой выбирать, хотят ли они стать матерями или заниматься духовной деятельностью. Правда, долгое время для тех, кто предпочитал второе, существовал лишь один путь — в монастырь.

Кормление грудью на публике — все еще проблема

Отдельное внимание обращено на проблему кормления грудным молоком в общественных местах. До сих пор не существует научных данных о том, в какой степени матери с младенцами чувствуют себя нежеланными в общественном пространстве. Однако опросы о грудном вскармливании дают некоторое представление.

Несмотря на то, что в Германии все больше матерей кормят грудью в общественных местах, около 40 процентов опрошенных женщин отмечают неоднозначную реакцию, в основном неодобрительные взгляды. В Германии, в отличие, например, от Великобритании или Австралии, в законе не прописано однозначно, что грудное вскармливание на публике разрешено. Это один из многих примеров, показывающих, что матери все еще находятся во власти бесчисленных ожиданий общества.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle