В Белостоке продолжается процесс по делу активистов, которые помогали беженцам на польско-белорусской границе и пытались довезти их в близлежащий город. Подсудимым грозит до пяти лет тюрьмы.За четыре дня до выборов президента Польши в Белостоке пройдет очередное заседание в рамках начавшегося месяцем ранее судебного процесса, в качестве обвиняемых по которому проходят пять гражданских активистов. Они оказывали помощь беженцам, нелегально пересекшим польско-белорусскую границу, предоставляя им еду и одежду. Правозащитники называют этот судебный процесс «позорным». Подробности — у DW.
Солидарность с беженцами — «не преступление»
В день начала процесса, 15 апреля, около сотни демонстрантов собрались у здания суда в Белостоке, что на северо-востоке Польши, чтобы выразить свою солидарность с пятью помогавшими беженцам гражданскими активистами. Четверо из них были на скамье подсудимых, еще один не явился на суд.
На плакатах демонстрантов были написаны лозунги: «Свободу пятерым», «Солидарность — не преступление», «Правду не убьешь параграфами (УК. — Ред.)». Группа молодых людей выстроилась в ряд с барабанами. Другие кричали, подбадривая обвиняемых: «Вы никогда не останетесь одни». Когда обвиняемые предстали перед судом, собравшиеся участники акции протеста поприветствовали их.
Пятерка активистов в марте 2022 года передала воду, еду и одежду беженцам — иракской семье с семью детьми и мужчине из Египта, которые оказались в бедственном положении. Ранее беженцы нелегально пересекли польско-белорусскую границу и несколько дней находились в лесу. Активисты также хотели довезти их до города Гайновка, находящегося в 13 километров, но машину остановил пограничный патруль.
Активисты, помогавшие беженцам, на скамье подсудимых
Пограничники, обнаружившие мигрантов при проверке автомобилей, 15 апреля также были допрошены в суде. «Внезапно я увидел, что на заднем сиденье что-то шевелилось. Там под сложенными одеялами были спрятаны люди», — сообщил один из них.
Прокуратура в Гайновке хотела немедленно арестовать активистов, перевозивших мигрантов, однако суд не дал на это согласие. После нескольких месяцев допросов и изучения свидетельских показаний «пятерке из Гайновки» — как стали называть активистов — были предъявлены обвинения. Им инкриминируют «незаконное содействие пребыванию беженцев на территории Польши» посредством «обеспечения их едой и одеждой во время пребывания в лесу, предоставления им крова и отдыха и транспортировки вглубь страны 22 марта 2022 года».
Миграционный кризис на польско-белорусской границе
Одна из подсудимых, Эва Мороз-Кечиньска — этнолог и руководительница отдела образования Беловежского национального парка, расположенного недалеко от границы Польши с Беларусью.
«Мы, местные жители, проводим много времени в лесу, это наше место работы или отдыха. В 2021 году там происходило что-то ужасное. Наш лес буквально начал шевелиться — из-за людей, которые там оказались. Мы натыкались на людей, страдающих от голода, жажды, боли и даже умирающих, где-то спрятавшись», — вспоминает Мороз-Кечиньска в интервью DW. С осознанием того, что происходило, было трудно продолжать вести нормальную жизнь, признается она.
«Я ходила в лес с рюкзаком (с продуктами и водой. — Ред.) и помогала людям. Не то чтобы я очень хотела этим заниматься. Вообще-то для таких вещей должны существовать специальные учреждения и организации, — продолжает этнолог. — Здесь же все происходило благодаря усилиям молодых активистов, которые приезжают сюда специально для этого, а потом страдают от (психологических. — Ред.) травм. И у меня, как местной жительницы, не было выбора. Я должна была делать то, чему сама учила своих студентов и собственных детей».
Осенью 2021 года число попыток нелегально пересечь польско-белорусскую границу, протянувшуюся на 418 километров, резко возросло. Выходцы с Ближнего Востока, Азии и Африки прибывали в Беларусь по туристическим визам и доставлялись прямо к границе с Польшей — часто, как утверждалось, с помощью белорусских военных. Данный маршрут являлся важным, но опасным путем бегства в Европу.
Польская юристка: «Это позорный судебный процесс»
Юристка Ханна Махиньска из Хельсинкского фонда по правам человека, вместе со многими другими экспертами-правоведами и правозащитниками наблюдающая за судебным процессом по делу «пятерки из Гайновки», называет его «позорным» и говорит о нарушении прав активистов.
Их, по мнению юристки, следует использовать для поддержки госучреждений, таких как польская погранслужба, а не наказывать за оказание помощи беженцам. «У таких гражданских активистов есть опыт, они знают, как надо помогать людям. Если бы не они, в приграничном регионе погибло бы гораздо больше, чем 58 человек, чья смерть официально зарегистрирована на данный момент», — заявила Махиньска в беседе с DW.
Она указывает, что обвинительное заключение в данном случае является абсурдным искажением закона. Статья польского уголовного кодекса, нарушение которой инкриминируют помогавшим беженцам активистам, направлена против тех, кто способствует нелегальному проживанию в Польше ради получения «финансовой или личной выгоды», поясняет юрист. За это предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет. Данная норма УК в первую очередь касается лиц, занимающихся контрабандой людей. Однако прокуратура, по оценке Махиньской, переворачивает смысл закона с ног на голову, заявляя о «выгоде для беженцев».
Махиньска отвергает подобную трактовку: «Мы не имеем здесь дело с торговлей людьми. Мы говорим об оказании гуманитарной помощи. Скорее, отказ в ее предоставлении является нарушением закона».
Жесткая миграционная политика правительства Туска
Очередное судебное заседание в рамках рассмотрения этого дела пройдет 14 мая — за четыре дня до президентских выборов в Польше, в которых также участвуют два кандидата от правого и ультраправого лагеря. Этот процесс вновь ставит в центр внимания общественности ограничительную, как считают многие, миграционную политику правительства Дональда Туска.
Аналитики отмечают, что тысячи избирателей, голосовавших за правящую сегодня коалицию, глубоко разочарованы тем, что ее политика в сфере миграции оказались еще более жесткой, чем курс предыдущего правительства национал-консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС).
Например, в начале марта 2025 года Варшава временно ограничила действие права на убежище — ходатайства о нем теперь принимают от мигрантов на границе с Беларусью лишь в особых случаях, поскольку премьер Туск рассматривает мигрантов как инструмент гибридной войны России и Беларуси против Польши.
Польскую пограничную службу неоднократно обвиняли в том, что она разворачивает беженцев на границе, не давая им возможности обратиться за международной защитой. Правозащитники рассматривают действия кабинета Туска как легализацию рushback — практики вытеснения мигрантов в ту страну, откуда они прибыли на границу ЕС, без рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища.
Антимиграционные настроения в Польше
Широкий резонанс в обществе вызвал и тот факт, что министр юстиции Адам Боднар, который также является и генпрокурором, не позволил — несмотря на многочисленные обращения — закрыть уголовное дело в отношении активистов, помогавших беженцам. Когда было начато расследование, у власти в стране еще была партия ПиС, известная своей антииммиграционной политикой.
Во время нынешней президентской кампании лозунги против мигрантов звучат от кандидатов, представляющих практически все политические силы. Это также отражает и доминирующие настроения в польском обществе. В ходе проведенного в феврале социсследования на вопрос о том, должна ли Польша принимать мигрантов, 75% респондентов ответили «нет» и только 20% — «да».
90% сторонников ПиС и ультраправой «Конфедерации свободы и независимости» заявили, что отрицательно относятся к приему мигрантов. Среди избирателей, придерживающихся левых или либеральных взглядов, этот показатель составил 50%.