Потомки последнего кайзера Германии добивались от немецкого государства вернуть им некогда принадлежавшие династии ценности. Наконец вопрос решился — самые важные предметы коллекции по-прежнему останутся в музеях.В ФРГ закончился один из самых длинных споров в истории искусства. Почти сто лет, с 1926 года, потомки последнего германского императора и немецкое государство выясняли, кому принадлежит право собственности на тысячи художественных ценностей династии Гогенцоллернов. Как объявил в Берлине государственный министр по вопросам культуры и СМИ Вольфрам Ваймер (Wolfram Weimer), благодаря достигнутым с федеральным правительством и двумя федеральными землями соглашениям, наиболее ценные артефакты останутся на постоянной основе в пользовании музеев Берлина и Бранденбурга.
«Это соглашение — огромный успех для Германии как культурного центра и для людей, любящих искусство, — прокомментировал достигнутую договоренность информационному агентству dpa Вольфрам Ваймер. — В течении ста лет существовала неопределенность в отношении объектов, которые занимают центральное место в истории прусского искусства и коллекционирования и, следовательно, в истории Германии в целом».
Фарфор и мебель из слоновой кости
В общей сложности, как сообщает издание Der Tagesspiegel, речь шла о 27 тысячах предметов. Среди них такие ценные артефакты, как портрет курфюрста Йоахима I Бранденбургского, представителя династии Гогенцоллернов, работы немецкого художника эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere), а также барочная мебель из слоновой кости из имения князя Иоганна Морица Нассау-Зигенского (Johann Moritz Fürst von Nassau-Siegen) и столовый сервиз, приобретенный королем Пруссии из династии Гогенцоллернов Фридрихом II Великим в 1750 году.
Предыстория вопроса
Одна из самых влиятельных в немецкой истории династия Гогенцоллернов правила Пруссией, а затем и всей объединенной Германией до окончания Первой мировой войны. Провозглашение Веймарской республики и отречение кайзера Вильгельма II от престола положили конец монархии в Германии в 1918 году. Имущество династии было конфисковано. Но в 1926 году между тогдашним правительством Пруссии и Гогенцоллернами все же был заключен договор о том, кому что принадлежит. Однако точку в споре он не поставил — до последнего времени сохранялась правовая неопределенность.
За спором и претензициями на многомиллионные компенсации уже долгие годы следили немецкие и мировые СМИ. Ключевым вопросом в деле о решении судьбы наследства династической семьи стала роль, которую потомки немецкого кайзера сыграли в становлении национал-социализма в Германии — в приходе Гитлера к власти. Об этом DW уже подробно сообщала.
Какие выдвигались претензии
Дом Гогенцоллернов, возглавляемый Георгом Фридрихом, принцем Прусским (Georg Friedrich Prinz von Preußen), родившимся в 1976 году и являющимся праправнуком последнего императора Германии Вильгельма II, не сумев договориться с властями ФРГ, объявил о том, что претендует на тысячи произведений искусства, которые сегодня находятся в немецких музеях. Переговоры с федеральным правительством и двумя федеральными землями Берлин и Бранденбург о праве собственности на них велись с 2014 года. Кроме того, Гогенцоллерны требовали многомиллионные компенсации за экспроприированные дворцы и инвентарь. Пока шли судебные разбирательства, переговоры зашли в тупик. Однако в 2023 году соответствующие иски были отозваны. «Наступил момент, когда решение этого вопроса в судебном порядке представляется мне неправильным», — заявил тогда в СМИ праправнук последнего немецкого кайзера. Осенью 2024 года переговоры начались снова.
Суть соглашения
Как пояснил госминистр по вопросам культуры и СМИ Вольфрам Ваймер, подавляющее большинство спорных произведений искусства останутся в музеях Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург, Фонда прусского культурного наследия и Немецкого исторического музея в Берлине. Их могут увидеть любители искусства со всего мира — как это и было до сих пор.
Новым на сегодняшний день является то, что удалось прояснить юридические нюансы, связанные с владением и собственностью. Спорные объекты из бывшего музея Гогенцоллернов будут переданы некоммерческому Фонду художественного наследия Гогенцоллернов (Stiftung Hohenzollernscher Kunstbesitz). В совет попечителей вошли шесть представителей государственного сектора и три от Гогенцоллернов. «Право распоряжаться» артефактами, например, что касается выставок, переходит от династии к Фонду.
Особые договоренности
На некоторые предметы были заключены отдельные соглашения. Так, например, семь очень ценных и великолепно украшенных жестяных коробочек для табака остаются в частной собственности представителей династии. Тем временем стало известно, что Гогенцоллерны согласились передать две из них в постоянное пользование государственным культурным учреждениям.
«Достигнутые соглашения урегулировали спор, который на протяжении многих лет стоил обеим сторонам времени, денег и энергии, — сказал госминистр Ваймер. — Все претензии дома Гогенцоллернов к нескольким институтам, занимающимся культурным наследием, урегулированы». Договоренность вступит в силу после того, как ее одобрят надзорные органы Фонда прусского культурного наследия и Немецкого исторического музея, которые соберутся в ближайшие недели.