Сопредседателя «Голоса» Григория Мельконьянца посадили на пять лет. Решение Басманного суда, по сути, стало апофеозом уничтожения не только избирательного процесса в РФ, но и возможности независимого наблюдения за ним.Даже по нынешним временам дело против Григория Мельконьянца и процесс против него выглядят абсурдно. Сопредседателя движения наблюдателей на выборах «Голос» признали виновным по делу об организации работы «нежелательного» движения международных наблюдателей ENEMO («Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами»), которое на самом деле не работало в России, и осудили его на пять лет колонии.
Кафке и не снилось
Сторона обвинения весь процесс пыталась доказать, что движение «Голос» имеет прямое отношение к одноименной ассоциации, которая входила в объявленную впоследствии «нежелательной» ENEMO. При этом сотрудник, который занимался делом, в своем отчете написал, что сайт ENEMO — это сайт движения «Голос». Проблема в том, что оперативник не владеет английским языком и он просто не смог прочитать, что написано на сайте международной организации.
В вину Мельконьянцу вменяют также выступления на посвященном электронному голосованию круглом столе в Центральной избирательной комиссии. Особый абсурд ситуации придает тот факт, что в этом мероприятии Мельконьянц участвовал по приглашению ЦИК.
Кроме того, в суде движение «Голос» было названо «структурным подразделением» ENEMO, хотя она не ведет работу в России. Ну а сама ассоциация «Голос», основанная в 2000 году и ликвидированная в 2020 году после включения в список «иностранных агентов», так же как и основанное в 2013 году общественное движение «Голос», никогда не признавались в России «нежелательными».
Ни выборов, ни справедливости
Не секрет, что в путинской России последовательно разрушали не только судебную систему, но и избирательную. Кажется, что в деле Мельконьянца мы видим апофеоз и того, и другого: нелепые обвинения, связанные с экспертизой наблюдателей, и абсурдный процесс, завершившийся жестким приговором. Судья Евгения Николаева и прокурорша Екатерина Фролова наглядно показали, что в России не должно быть независимого наблюдения на выборах, даже если профессионализм экспертов ценят в лояльном режиму ЦИКе.
Кстати, нельзя не отметить, что глава Центральной избирательной комиссии на судебный процесс не явилась. Элла Памфилова, которая заявляла, что надеется на объективное разбирательство в уголовном деле против сопредседателя «Голоса» просто проигнорировала повестку и свидетельницей в суде не стала.
И никакого наблюдения
Выборы в России ни разу не проходили по одному и тому же закону. Их отменяли на разных уровнях по самым разным причинам. При помощи судов неугодных кандидатов снимали с выборов, а новыми правилами и вовсе лишили возможности избираться, даже на самом низком уровне. Однако Кремлю было мало контролировать весь избирательный процесс: от формирования бюллетеня до правил подсчета голосов. Политические и электоральные опросы тоже оказались под контролем государства. Наблюдатели, кажется, держались дольше всех.
Но и против них власть пошла войной. Тот же «Голос» сначала объявили «иностранным агентом». Экспертам старались максимально затруднить работу, но эти упрямые люди (и Григорий Мельконьянц, кажется, самый упрямый из них) продолжали делать то, во что верят. Выборы выглядели шутовски, но «Голос» продолжал перечислять конкретные нарушения. И тогда власть решила, что даже в таком формате никто не смеет ставить под сомнение легитимность «электоральных мероприятий».
Григорий Мельконьянц платит свободой за свои убеждения, веря, что выборы в России возможны. Надеюсь, что рано или поздно сопредседатель «Голоса» увидит воплощение этой, как сейчас кажется, утопической идеи, а пока можно лишь восхищаться его мужеством и упорством. И, конечно, писать ему письма.
Автор: Татьяна Фельгенгауэр — российская журналистка, ведущая The Breakfast show и YouTube-канала «Медиазона».
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.