Особенно высока доля готовых эмигрировать — среди избирателей ультраправой «Альтернативы для Германии». Среди стран, наиболее привлекательных для потенциальных мигрантов, лидирует Швейцария.По данным опроса, проведенного институтом исследования общественного мнения YouGov по заказу немецкого информационного агентства dpa, более половины жителей ФРГ вполне могли бы себе представить покинуть Германию и постоянно жить за границей. Об этом в воскресенье, 18 мая, сообщило dpa.
Главный вопрос исследователей был сформулирован так: «Предположим, вы профессионально, в личной жизни и в финансовом плане полностью независимы. Могли бы вы представить себе уехать за границу?» 31 процент респондентов ответили, что «определенно» могли бы, 27 процентов — что «вероятно». 22 процента «вероятно» не эмигрировали бы. 15 процентов опрошенных не уехали бы «ни при каких обстоятельствах».
Почему жители Германии готовы уехать?
Среди основных причин потенциального отъезда респонденты, «определенно» или «вероятно» готовые уехать, называли «ситуацию с мигрантами», рецессию, рост популярности ультраправой оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), боязнь нападения со стороны России и вероятную неготовность США впредь быть «защитным щитом Европы».
Интересно при этом, что особенно высока доля желающих уехать, указывается в информации YouGov, — среди избирателей ультраправой оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Из них 55 процентов «определенно» и 24 процента «вероятно» готовы были бы эмигрировать (В своем отчете исследователи выделили эту группу опрошенных, противопоставив их тем респондентам, которые готовы уехать из-за роста популярности АдГ. — Ред.).
Куда и почему готовы уезжать немцы?
Среди стран, наиболее привлекательных для потенциальных немецких мигрантов, лидирующие позиции занимают две немецкоязычные страны: Швейцария (30 процентов) и Австрия (23 процента). За ними следуют Испания и Канада (22 и 17 процентов соответственно).
«Эти страны, когда речь заходит об эмиграции, входят в первую десятку уже с 1990-х годов — так же, как США и Австралия», — поясняет Симона Блашка (Simone Blaschka), историк и руководительница Немецкого эмиграционного центра в Бремерхафене. По ее словам, Швейцария и Австрия, безусловно, популярны потому, что там говорят на немецком языке, а политическая ситуация сопоставима с той, что в Германии.
Швейцария, как выясняется, особенно популярна среди поклонников АдГ и Свободной демократической партии (СвДП). По словам немецкого социолога Оливера Нахтвая (Oliver Nachtwey), уже переехавшего в Швейцарию и преподающего в Базельском университете, Швейцария несколько консервативнее Германии, однако ненамного, и здесь в процентном отношении живет больше мигрантов, чем в ФРГ. «Около 40 процентов постоянного населения имеют миграционные корни, и примерно каждый четвертый — иностранец, — подчеркивает Нахтвай. — Если бы я собирался уезжать из Германии, потому что там много мигрантов, то Швейцария не стала бы для меня логичным местом назначения».
Поэтому профессор Нахтвей предполагает, что поклонники АдГ ищут в Швейцарии что-то иное. Вероятно, думает он, им хотелось бы вернуться в Германию 1980-х и 1990-х, когда инфраструктура была еще в порядке — и поезда еще ходили по расписанию, а политическая ситуация была более понятной и стабильной. «В процессе возникновения желания эмигрировать большую роль играет тоска по утраченному порядку вещей, — говорит социолог Оливер Нахтвай. — Индивидуальный отъезд как ответ на коллективную неудачу».
Что не нравится немцам в Германии?
Исторически сложилось так, что экономические проблемы всегда были основным мотивом эмиграции, говорит историк Симона Блашка. Однако, по ее словам, для массовой волны дела должны идти совсем уж плохо: «Вы долго наблюдаете за тем, как экономика идет на спад, как это сейчас происходит с автомобильной промышленностью, а потом наступает тот момент, когда вы делаете вывод для себя, что здесь вам искать нечего и что у вас тут нет будущего».
Недовольство политической ситуацией, по словам Симоны Блашки, реже становится основополагающей причиной отъезда из страны. «Однако в 1920-х, к примеру, правоконсервативные военные уезжали в Южную Америку, потому что им не нравилось движение Германии в сторону демократии», — говорит немецкий историк.