72530305 403 Deutsche Welle искусственный интеллект

Почему Трамп помогает странам Персидского залива продвинуться в сфере ИИ

Визит Дональда Трампа на Ближний Восток был отмечен серией сделок в области искусственного интеллекта с Саудовской Аравией и ОАЭ. Критики говорят, что это может помочь Китаю получить доступ к важнейшим технологиям.Одним из знаковых событий недавнего турне президента США Дональда Трампа по Ближнему Востоку стал обед при королевском дворе в столице Саудовской Аравии. Список гостей, присоединившихся к Трампу и саудовскому кронпринцу Мухаммеду бен Сальману, привлек внимание наблюдателей. Наряду с гендиректором Tesla Илоном Маском присутствовали руководители крупнейших американских компаний, занимающихся развитием искусственного интеллекта (ИИ) — глава Nvidia Дженсен Хуанг, гендиректор OpenAI Сэм Альтман, президент Google Рут Порат, гендиректор Amazon Энди Джасси и многие другие.

Смысл их коллективного присутствия стал понятен, когда во время визита Трампа несколько американских технологических концернов объявили о заключении сделок на десятки миллиардов долларов с Саудовской Аравией по финансированию разработок в сфере ИИ. Так, Nvidia согласилась продать сотни тысяч самых современных микрочипов компании Humain, саудовскому ИИ-предприятию, созданному при поддержке государства, о чем было объявлено за день до приезда Трампа. Разработчик чипов Advanced Micro Devices (AMD) и производитель микросхем Qualcomm также взяли на себя серьезные обязательства.

Китайские ястребы начеку

Все это происходит на фоне наращивания Эр-Риядом инвестиций в ИИ и стремления администрация Трампа закрепить превосходство Вашингтона в области компьютерного обучения и производства высокотехнологичных полупроводников. Эксперт по Ближнему Востоку из Центра глобальной энергетической политики (CGEP) Колумбийского университета в Нью-Йорке Карен Янг считает, что США и Саудовская Аравия — естественные партнеры в области искусственного интеллекта, поскольку саудовцы способны строить и эксплуатировать центры обработки данных.

«Они могут обеспечить поставки электроэнергии в огромных масштабах за счет использования газа и солнечной энергии, не задумываясь по поводу вопросов регулирования и получения разрешений на строительство центров обработки данных или электростанций. И могут развернуть их быстро. Это дает им преимущество», — пояснила Янг в интервью DW. Тем не менее череда заключенных контрактов вызвала критику в Вашингтоне, в том числе со стороны представителей администрации Трампа. Критики утверждают, что поставки высокотехнологичных чипов в страны Ближнего Востока в конечном счете могут принести пользу Китаю в глобальной гонке с США за лидерство в области ИИ.

У Пекина глубокие деловые и политические связи на Ближнем Востоке, и некоторые аналитики предупреждают, что чипы, продаваемые США в регион, в итоге могут попасть в Китай. Чтобы продавать в страны Ближнего Востока чипы для работы с ИИ, администрация Трампа отменила правила, введенные в 2024 году предыдущим президентом Джо Байденом в конце его правления. Они, в частности, запрещают поставки такой продукции в ряд государств, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Дэвид Сакс дает отпор критикам сделок

Такие компании, как Microsoft и Nvidia, раскритиковали то решение Байдена, утверждая, что оно препятствует инновациям. Между тем широко распространенные опасения по поводу возможного доступа Китая к передовым технологиям нашли свое отражение в том, что спецкомитет Палаты представителей США по Китаю недавно представил новый законопроект. Его цель — «не допустить попадания самых современных американских чипов в руки таких противников (США. — Ред.), как Коммунистическая партия Китая (КПК)».

Мартин Чорземпа, эксперт по Китаю из Института международной экономики Петерсона (PIIE), полагает, что выгода Пекина зависит от того, «сможет ли он получить доступ к чипам или моделям, которые производят или используют» Соединенные Штаты. «Есть опасения, что Китай сможет либо перенаправить эти чипы к себе, либо получить к ним удаленный доступ», — отметил эксперт в беседе с DW.

Дэвид Сакс, сопредседатель Совета консультантов президента США по науке и технологиям, отвечающий в Белом доме за сферу ИИ, в посте в соцсети X дал решительный отпор критикам сделок, что были заключены в ходе поездки Дональда Трампа по Ближнему Востоку. Сакс не согласен, что они могут быть выгодны Китаю. По его словам, альтернатива им — «исключить важнейших геостратегических, богатых ресурсами друзей и союзников из нашей экосистемы ИИ». Каждая страна, написал Сакс, будет хотеть принять участие в революции ИИ: «Если мы объединимся с ними, то втянем их в нашу орбиту. Если мы отвергнем их, то загоним их в объятия Китая».

Страны Персидского залива серьезно относятся к технологиям ИИ

Что бы ни говорили о Китае, очевидно, что Саудовская Аравия и ОАЭ имеют большие амбиции в области ИИ, поскольку стремятся снизить свою зависимость от экспорта нефти. «Саудовская Аравия очень серьезно относится к технологиям ИИ как к стратегическому сектору для диверсификации экономики, — указывает Карен Янг из CGEP. — Королевство использует свое преимущество в способности обеспечить почти неограниченное энергоснабжение и это позволяет ему перекинуть мостик к будущему спросу на энергию». Янг прогнозирует, что ОАЭ, скорее всего, «более продвинуты» в развитии ИИ, чем Саудовская Аравия, поскольку раньше начали им заниматься.

Еще одна сделка, о которой было объявлено в ходе поездки Трампа, представляет собой договоренность США и ОАЭ о строительстве крупнейшего за пределами Соединенных Штатов кампуса по изучению искусственного интеллекта. Причем это соглашение дает Абу-Даби доступ к передовым чипам американского производства. ОАЭ создали технологическую группу под названием G42 в качестве своего главного игрока в области ИИ, а Microsoft уже инвестировала в нее более 1,5 миллиарда долларов. Для американских фирм, нуждающихся в инвестициях, страны Персидского залива становятся все более привлекательной опцией, учитывая энтузиазм последних в отношении развития технологий и контроль над крупнейшими в мире суверенными фондами.

Вышеупомянутая Humain полностью принадлежит государственному инвестфонду (PIF) Саудовской Аравии, в распоряжении которого около 1 триллиона долларов. Ранее PIF уже создавал другие предприятия в сфере ИИ, а государственная нефтяная компания Saudi Aramco заключила партнерство с Cerebras и Groq — американскими производителями чипов. «В этом регионе есть два самых важных элемента для того, чтобы расположенные в нем страны стали крупными державами в области ИИ, и сейчас им не хватает только вычислительных мощностей и талантов, — добавляет Мартин Чорземпа из PIIE. — Но при наличии достаточных энегоресурсов, капитала и, судя по всему, чипов таланты могут устремиться туда».

По словам Карен Янг, доступ к передовым технологиям является «национальным приоритетом» для Саудовской Аравии, и готовность Трампа рассматривать взаимодействие с ней «как меркантильный вопрос, а не как проблему в сфере безопасности или политический вызов» способствует достижению этой цели. Тем не менее, хотя шквал инвестиций, похоже, дает странам Персидского залива прочный фундамент, чтобы стать важнейшими центрами ИИ в будущем, эксперты предупреждают, что это не случится автоматически.

Мартин Чорземпа, например, видит риск в том, что местные компании, не обремененные проблемой капитала или энергоресурсов, могут разработать свои собственные модели ИИ, чтобы конкурировать с США. Чорземпа также указывает на возможность того, что Китай выиграет не от того, что сам получит чипы, а благодаря отправке своих граждан работать и учиться в этот регион. «Один из самых интересных вопросов заключается в том, смогут ли китайские высококлассные специалисты по искусственному интеллекту, которые не могут приехать в США, получить, работая на Ближнем Востоке, доступ к главному элементу, которого им не хватает, — к чипам. Это будет ключевой проблемой для США», — подвел итог эксперт по Китаю.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle