После звонка Трампа и Путина в Германии размышляют, что будет с переговорами об окончании войны в Украине, как будут развиваться отношения РФ и США. Возможные варианты обсудили на панельной дискуссии в Берлине.Соединенные Штаты выйдут из переговоров об окончании войны России против Украины? Что будет с военной помощью Киеву? После телефонного звонка президентов США и России, Дональда Трампа и Владимира Путина, и отказа главы Белого дома вводить санкции против Москвы экспертные круги в Германии пытаются понять — что дальше? Возможные сценарии обсуждались на панельной дискуссии, которая прошла в среду, 21 мая, в Германском обществе внешней политики (DGAP) в Берлине.
Американский дипломат и бывший замглавы Госдепа в первой администрации Трампа, Стивен Биган, пытался успокоить. Его тезис — США продолжат поддерживать Украину, в какой форме — вопрос открытый. По его словам, президент Трамп окончательно не определился, но в Конгрессе и особенно в американском обществе критическое отношение к Путину доминирует.
В любом случае США предоставят европейцам «больше пространства» для принятия решений, считает Биган. Это прозвучало как дипломатическая формулировка тезиса Трампа о том, что война в Украине — европейская проблема. По словам Бигана, Европа и особенно Германия «движутся в правильном направлении», увеличивая расходы на оборону.
Более сдержано оценила ситуацию Анджела Стент — один из самых известных в США специалистов по России, эксперт аналитического центра Brookings Institution и Джорджтаунского университета. Она не считает ошибкой недавний ультиматум европейских лидеров президенту России о немедленном прекращении огня, но отмечает, что Трамп сначала поддержал эту идею, а затем отказался вводить санкции. «Есть ли какая-то красная линия, перейдя которую, Путин рискует получить введение санкций со стороны Трампа, мы не знаем», — сказала Стент, отвечая на вопрос корреспондента DW. О том, что такая «красная линия» есть, говорил сам Трамп, но отказался ее озвучить.
По мнению Стент, достичь успеха на начавшихся с подачи Трампа переговорах России и Украины будет «очень сложно», поскольку РФ по-прежнему уверена в своей победе. «Война продолжится, многие считают, что как минимум до следующего года», — отметила эксперт.
Перезагрузка на фоне войны?
Возможна ли на этом фоне перезагрузка в отношениях России и США, опустившихся после российского вторжения в Украину до низшей точки за десятилетия? Путин и Трамп не раз говорили о стремлении начать сближение. Некоторые шаги, например, прямые телефонные звонки, переговоры дипломатов и обмен удерживаемых лиц, были сделаны.
Все американские президенты пытались устроить перезагрузку в отношениях с Москвой, но в итоге разочаровались, сказала Стент во время дискуссии, отметив, что написала об этом книгу. По ее словам, в нынешней ситуации есть отличие. У главы Белого дома и правителя в Кремле похожие взгляды по двум вопросам – скептицизм в отношении союзников и концепция суверенитета, считает Стент. Оба полагают, что есть «по-настоящему суверенные» государства, к которым они относят «США, Россию, Китай и, возможно, Индию», а, мол, все остальные суверенитетом в полной мене не обладают, а значит не являются полностью самостоятельными в своей политике.
Оба президента заинтересованы в перезагрузке отношений, считает Стент, но мотивация разная. Интерес Путина – снятие санкций и выход из изоляции на Западе. Трамп давно стремится наладить отношения с Москвой: «Он видит большие возможности для бизнеса в России».
Стент полагает, что США и Россия могут попытаться начать перезагрузку в сфере экономики, не дожидаясь окончания войны в Украине. Что это будет означать на практике? «Большие компании – McDonalds, Coca Cola, Boeing не вернутся, но более мелкие могут», — считает эксперт, отметив, что в целом у американского и западного бизнеса — негативный опыт работы в РФ, многие компании были национализированы.
Что будет с оружием для Украины
Украину интересует в первую очередь сохранение американской военной помощи после того, как, предположительно, в июне закончится пакет, принятый при предыдущем президенте Джо Байдене. Стент отметила, что не использованными пока остаются около трех миллиардов долларов. Затем США будут продавать Украине оружие, прогнозирует она, добавив, что Вашингтон дал на это согласие. Более сложно дать прогноз с передачей разведданных. «Пока США продолжают ими делиться, но как будет дальше — никто не знает», — считает Стент.
Европейские страны уже увеличили свою помощь Украине, но полностью заменить США не смогут, признавали участники дискуссии. «Германия прекрасно понимает, что на кону, какая угроза, и инвестирует в оборону», — сказал депутат бундестага, член правящей консервативной партии Христианско-демократический союз (ХДС) Норберт Рёттген (Norbert Röttgen). Он призывал дать больше времени новому правительству консерваторов и социал-демократов во главе с канцлером Фридрихом Мерцем (Friedrich Merz).
Украину на дискуссии представляла советница замминистра по европейской и евроатлантической интеграции Оксана Осадчая. Ее главный месседж — Киев продолжает воевать, не собирается капитулировать и рассчитывает на помощь в первую очередь Европы, но и на собственные силы. Спокойный и уверенный тон украинской участницы дискуссии контрастировал с озабоченностью тех, кто задавал вопросы. Украина живет в «тяжелых условиях», как описал ситуацию на войне ведущий, третий год, отметила Осадчая: «Если у вас нет плана на худший сценарий, вы — плохие планировщики».
Немцы и другие европейцы как раз готовят планы на случай нападения России на страны НАТО и пытаются наверстать то, что было упущено в предыдущие десятилетия, когда РФ считали партнером.