Site icon SOVA

«Диктатура началась 22 мая»: реакции на арест оппозиционера Зураба Джапаридзе

499601133 29730565473255367 9143447154870781773 n политика featured, Грузинская мечта, Грузия-ЕС, Грузия-США, Зураб Джапаридзе

Зураб Джапаридзе – лидер партии «Гирчи – Больше свободы» и один из основателей оппозиционной «Коалиции за перемены» – был арестован 22 мая прямо в зале Тбилисского городского суда. Судья удовлетворил ходатайство прокуратуры о замене меры пресечения с залога на лишение свободы после того, как политик отказался выплатить назначенные 20 000 лари (свыше 7 000 долларов). Поводом для уголовного дела стала его неявка на заседание временной парламентской комиссии по расследованию «преступлений» правительства «Единого национального движения».

Джапаридзе, отказавшись сотрудничать с комиссией, назвал ее «фарсом» и заявил, что не собирается участвовать в «цирке, устроенном диктатурой». Его дело стало частью целой серии уголовных производств против оппозиционеров, отказавшихся признавать легитимность работы комиссии и платить назначенные судом залоги. Несколькими днями ранее по аналогичному обвинению был арестован бывший министр обороны Ираклий Окруашвили. О своем намерении не платить заявили также Ника Мелия и Ника Гварамия – их арест может последовать в ближайшее время.

Задержание Зураба Джапаридзе может стать предвестником усиления репрессий. Бывший министр обороны Тина Хидашели уже заявила: «Если в будущем вас спросят, когда в Грузии установилась диктатура, вы смело можете ответить – 22 мая 2025 года, когда Зураб Джапаридзе был отправлен в заключение по вымышленному обвинению».

По мнению политолога Гии Нодия, действия против Джапаридзе и других лидеров оппозиции укладываются в общий план по вытеснению всех реальных оппонентов с политического поля:

«Эти люди как бы сами вынудили власть арестовать их, демонстративно отказавшись выполнять ее приказы. Но это – не основной фронт атаки. Заявленная цель «Грузинской мечты» – фактически объявить оппозицию вне закона. В первую очередь – ЕНД и тех, кого власть называет его «спутниками», а на практике – любые по-настоящему оппозиционные силы».

По мнению эксперта, действия властей «Грузинской мечты» носят системный и заранее просчитанный характер:

«Арест Зураба Джапаридзе – это очередной логичный шаг в стратегии, которую правительство «Грузинской мечты» проводит после заявленной победы на выборах в октябре 2024 года. Его цель – уничтожить или резко ослабить всех своих оппонентов: оппозицию, неправительственные организации и независимые медиа».

Нодия отмечает, такая стратегия реализуется последовательно, с сохранением видимости законности, но в условиях все большей политической изоляции:

«Теперь, когда власть фактически приостановила отношения с Западом и может игнорировать его мнение, наступил удобный момент, чтобы сделать то, что давно хотелось – обеспечить себе бессрочное удержание власти. В этом смысле Иванишвили, похоже, следует сценарию Путина».

Критик правящей партии говорит, что его лишили гражданства Грузии

Аресты Джапаридзе и Окруашвили произошли на фоне голосования по законопроекту MEGOBARI Act в Конгрессе США. Палата представителей ранее уже одобрила документ. Законопроект, официально названный Mobilizing and Enhancing Georgia’s Options for Building Accountability, Resilience, and Independence (Акт о мобилизации и расширении возможностей Грузии для создания подотчетности, устойчивости и независимости), предусматривает введение санкций в отношении грузинских официальных лиц, причастных к политическим репрессиям, подрыву демократии, атаке на гражданское общество, оппозицию и независимые медиа.

MEGOBARI Act стал ответом Конгресса США на усиливающееся сближение властей Грузии с автократическими режимами, вмешательство в работу НПО, а также антизападную риторику, распространяемую официальными лицами. Закон также предусматривает ограничение виз, санкции против физических и юридических лиц, а также ежегодный мониторинг ситуации с демократией в стране. Несмотря на попытки властей Грузии представить инициативу как «вмешательство во внутренние дела», поддержка законопроекта в Вашингтоне оказалась двупартийной и практически единогласной.

В мае премьер-министр Ираклий Кобахидзе направил открытое письмо Дональду Трампу, в котором обвинил прежнюю администрацию Джо Байдена в поддержке «радикальной оппозиции» и вмешательстве в грузинскую политику. Он выразил надежду, что приход Трампа в Белый дом поможет перезагрузить отношения между Тбилиси и Вашингтоном. Хотя прямых упоминаний MEGOBARI Act в письме не было, эксперты считают, что для Кобахидзе оно могло быть попыткой приостановить принятие законопроекта.

При этом, по словам Гии Нодия, политические репрессии внутри страны – это не спонтанная реакция на санкции Запада, а долгосрочная тактика, и текущие события лишь звенья в цепи.

«Я не думаю, что арест Джапаридзе напрямую связан с голосованием по MEGOBARI. Хотя письмо премьер-министра Кобахидзе Трампу показывает, что Иванишвили еще надеялся остановить законопроект до голосования в Сенате, надежды на нормализацию отношений с США стремительно угасают – особенно после последнего заявления Марко Рубио. В такой ситуации у власти появляется еще больший стимул подавлять оппозицию, которую она воспринимает как продолжение западного влияния».

Политолог, вместе с тем, скептически оценивает возможность более резких шагов со стороны западных партнеров:

«Я не думаю, что арест Джапаридзе и будущие аресты приведут к качественным изменениям в западной реакции. Это будет скорее продолжение уже привычной линии – заявления, точечные санкции, политическое давление».

День судьи в Грузии: поздравления, санкции и политические кейсы

Exit mobile version