После долгих лет в лагерях беженцев тысячи сирийцев вернулись в свои дома, многие из которых разрушены. Тем не менее эти люди не намерены сдаваться. Репортаж DW из провинции Идлиб.Они жили в ужасных условиях — тысячи семей влачили жалкое существование в лагерях беженцев на севере Сирии, недалеко от границы с Турцией. Спали во рваных палатках, которые не защищали ни от летней жары, ни от зимнего холода.
Падение режима Башара Асада стало для этих людей обнадеживающим знаком: они надеялись, что смогут вернуться в свои деревни и дома из тех районов, которые до недавнего времени еще назывались находившимися под контролем повстанцев.
Однако их жилища на родине сейчас в основном разрушены, как и базовая инфраструктура. Поэтому возвратившиеся домой сталкиваются с многочисленными проблемами. Поскольку их финансовые возможности после долгих лет бегства обычно скудны, им приходится одновременно решать и экономические проблемы.
Сирийцы живут в палатках на развалинах своих домов
«Возможно, мы потеряли наши дома, но не нашу волю к жизни и способность выживать», — делится с DW 36-летняя Надима аль-Баракат, вернувшаяся в родную деревню на юге Сирии. Сейчас она живет в палатке на развалинах своего разрушенного дома.
Бросая взгляд на город, женщина не может сдержать слез: «Здесь все опустошено. Наше имущество уничтожено, наши дома и воспоминания — тоже». Когда мы вернулись, продолжает аль-Баракат, то увидели, что наш дом сровняли с землей: «У нас нет денег на его восстановление, мой муж погиб во время воздушного налета четыре года назад». По ее словам, восстановление дома обойдется примерно в 5000 долларов, но у женщины их нет.
Некоторые жилые дома и магазины в квартале, где живет Надима Аль-Баракат, были уничтожены в результате пожара, другие превращены в груду обломков и разграблены солдатами армии Асада. К тому же не хватает и основных бытовых услуг. Прежде чем жители смогут вернуться к нормальной жизни, необходимо многое восстановить, говорит аль-Баракат. Например, наладить электро- и водоснабжение, открыть школы и пекарни.
Однако пока все это отсутствует. Нет ни работающих санузлов, ни стабильного электроснабжения, ни адекватной медицинской помощи. В палатке даже нет возможности уединиться. Еще одна большая проблема — риск пожаров.
Сирийцы восстанавливают свои жилища — кирпичик за кирпичиком
Раед аль-Хассан сильно устал. Вот уже некоторое время 39-летний мужчина занимается тем, что кирпичик за кирпичиком восстанавливает свой разрушенный дом. Он и его семья из шести человек вернулись из лагеря беженцев Харбануш у границы с Турцией в родной город Маар-Дибса, расположенный к югу от Идлиба.
Используя самые простые средства, аль-Хассан собирает обломки своего дома и заново складывает камни из разрушенных стен. Мужчина также использует железные прутья с обрушившегося потолка. Стройматериалы не идеальны, признает он в разговоре с DW, «но у нас нет выбора». Пройдет еще много времени, прежде чем дом будет вновь отстроен: «Нам нужны быстрые решения».
Разрушенные больницы и школы в Кафр-Набуде
45-летний Мохаммед аль-Раслан тоже вернулся на родину. Однако высокие цены на строительные материалы пока не позволяют ему капитально отремонтировать свой дом. Поэтому он сделал лишь то, что необходимо, чтобы у семьи хотя бы была крыша над головой: «Когда я с женой и четырьмя детьми возвратился в Кафр-Набуду (близ города Хама. — Ред.), то увидел, что от нашего дома остались лишь обветшалые стены без крыши».
Сначала аль-Раслан накрыл дом нейлоновым брезентом и заделал окна и проемы. «Мы, сирийцы, привыкли приспосабливаться к самым сложным условиям», — не унывает мужчина в интервью DW. Несмотря на плачевное состояние дома, в нем все же лучше, чем в лагерях беженцев: «Там много проблем с точки зрения гигиены, широко распространены болезни».
По словам аль-Раслана, по возвращении на родину сирийцам приходится сталкиваться с многочисленными трудностями. Например, с высокой ценой на воду и отсутствием базовых услуг, особенно в сфере здравоохранения. Все больницы и медучреждения, по его словам, были разрушены в результате бомбардировок или разграблены. Особенно плохо то, что школы также лежат в руинах и больше не могут принять детей.
«Большинство деревень и городов к югу от Идлиба были разрушены и нуждаются в восстановлении», — констатирует Билал Махзум, представитель властей города Маарат-эн-Нуман, что на северо-западе Сирии. Тем не менее, по его оценке, от 15 до 20 процентов бывших местных жителей вернулись в свои дома. Если в ближайшее время базовые услуги будут восстановлены, это поспособствует возвращению еще большего числа перемещенных лиц в родные места, уверен Махзум.
Самая срочная задача — восстановить жилые дома и работу госучреждений
По словам представителя властей Маарат-эн-Нумана, в настоящее время подсчитывается количество возвратившихся жителей. Им были розданы небольшие пакеты помощи и бесплатный хлеб. Кроме того, более 200 поврежденных домов будут восстановлены с помощью одного из фондов, сообщил Махзум.
Самая срочная задача — отстроить полностью разрушенные жилые дома и возобновить функционирование госучреждений. Скоро будут заасфальтированы дороги, отремонтировано уличное освещение и приведены в порядок тротуары, обещает Махзум.
И добавляет, что в данный момент многие семьи установили палатки на руинах своих домов, однако это не может быть долговременным решением: «Мы надеемся, что как можно больше организаций примут участие в восстановлении нашего города. В одиночку мы с этим не справимся».