62299271 403 Deutsche Welle антироссийские санкции, Экономика России

Экономика России выдыхается — рецессия на пороге

Экономические проблемы в России, о которых давно предупреждали эксперты, начинают ощущаться в повседневной жизни. В первом квартале ВВП снизился — впервые с середины 2022 года.После двух лет непривычно высоких для себя темпов роста российская экономика входит в зону турбулентности. Некоторое время назад признаки рецессии проявились в промышленности. Последние данные указывают на то, что в состояние спада может перейти уже вся экономика.

Власти пока надеются, что кризиса получится избежать. Но характер экономического роста в последние годы был таков, что этим надеждам будет трудно оправдаться.

Сокращение ВВП — впервые с начала войны

В первом квартале 2025 года российский ВВП сократился примерно на 0,5% по сравнению с четвертым кварталом 2024-го, подсчитали аналитики «Райффайзенбанка» на основе данных Росстата. Экономика перешла от роста к снижению впервые с середины 2022 года.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в первом квартале составил 1,4%. Это ниже ожиданий правительства — Минэкономразвития ожидало увидеть хотя бы 1,7%. В 2023 и 2024 годах рост в первом квартале превышал 4%.

«Вопрос возникновения технической рецессии — два квартала подряд отрицательной динамики с исключением сезонности — в этом году остается открытым», — предупреждают аналитики «Райффайзенбанка». По их мнению такой сценарий вполне вероятен.

Более определенно на эту тему высказываются аналитики Bloomberg Economics, которые оценивают сокращение ВВП в первом квартале в 0,6-0,8% по сравнению с последним кварталом 2024 года. Они называют вероятность наступления рецессии «высокой».

Спад за один квартал может быть случайным — например, из-за погоды или внешнего шока. А вот два квартала подряд — это уже устойчивый сигнал того, что экономика вошла в фазу спада.

Власти надеются на мягкую посадку

Рецессии опасаются и власти. О рисках «переохлаждения» российской экономики, выступая в Госдуме, на днях предупредил министр экономического развития Максим Решетников. Он выразил надежду на то, что Центробанк «своевременно» снизит ключевую ставку — ее запретительно высокий уровень (21%) является основной причиной затухания экономического рынка. Мало кто может себе позволить кредитоваться на стандартных условиях. Более того, ставки по депозитам дают большую доходность, чем многие виды экономической деятельности. Инвестировать в развитие бизнеса в такой ситуации просто нет смысла.

«Могу сказать, что непросто российским компаниям — это касается не только обрабатывающей промышленности, в целом широкого перечня отраслей экономики, — высказался также первый вице-премьер Денис Мантуров. — Думаю, что нужно думать и принимать определенные решения».

Наконец, в том же ключе недавно выступил президент Владимир Путин. «Одна из главных проблем в сегодняшней экономике России — это высокая инфляция. Здесь сложная задача — нужно и инфляцию придавить, и не заморозить саму экономику», — сказал он на встрече с членами организации «Деловая Россия». По словам Путина, экономика нуждается в «мягкой небольшой посадке».

По оценке ЦБ, в апреле рост цен с учетом сезонности в пересчете на год составил 6,2%. То есть такой была бы инфляция, если бы текущая динамика сохранялась до конца года. Иными словами, такой инфляция бы оказалась по итогам года, если бы на протяжении всех оставшихся месяцев цены продолжили расти теми же темпами, что в апреле. Для сравнения: в марте этот показатель составил 7%, а в феврале — 7,4%. Но уверенности в том, что ЦБ снизит ставку, нет.

Зачем ЦБ душит экономический рост?

Очередное заседание совета директоров ЦБ, на котором будет принято решение об уровне ключевой ставки, состоится 6 июня. По итогам прошлого заседания, на котором ставка была оставлена без изменений, регулятор дал понять, что в дальнейшем может ее как снизить, так и сохранить или даже повысить.

В пресс-релизе ЦБ отмечалось, что рост спроса по-прежнему значительно опережает возможности предприятий увеличить предложение товаров и услуг. Именно высокий спрос Центральный банк и стремится обуздать, удерживая ставку высокой. По крайней мере, экономические агенты — граждане и бизнес — не увеличивают свое потребление за счет заемных средств.

Постепенно, по мнению ЦБ, спрос и предложение приходят в равновесие, поэтому рост цен замедляется. Но есть веская причина сомневаться в устойчивости этого процесса. Ключевую роль в замедлении роста цен играет укрепление рубля. А оно, в свою очередь, во многом держится именно на высокой ключевой ставке. Похоже на замкнутый круг.

Как ранее писала DW, эксперты выделяют несколько ключевых причин крепости курса. Экспортеры продают много валюты — чтобы покрыть рублевые издержки. Если бы ключевая ставка была ниже, они бы вместо этого брали кредиты. В то же время импортерам требуется меньше валюты на закупку товаров. Высокая ставка давит на спрос — пока доходность по вкладам остается высокой, их клиенты предпочитают копить, а не тратить. Но стоит ЦБ снизить ставку — и влияние этих факторов ослабнет.

«Крепкий рубль — сильнейший дефляционный фактор: с 2014 года, когда состоялся переход к плавающему курсу, ЦБ никогда не добивался устойчивого снижения инфляции без укрепления рубля, — отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. — Если произойдет ослабление рубля, это может «помножить на ноль» все усилия ЦБ».

Закономерный итог экономической политики

Никакой сенсации в происходящем нет. Ситуация была предопределена логикой, в которой российская экономика развивалась в условиях войны. После спада в первые месяцы началось восстановление, но уже к середине 2023 года оно в основном завершилось — об этом говорят данные Росстата.

Дальше уверенно росли преимущественно сектора, которые связаны с войной. Остальные стагнировали и не наращивали выпуск. Работодатели при этом все равно повышали зарплаты, чтобы удержать сотрудников от ухода на разогнавшиеся оборонные предприятия, которые стало щедро финансировать государство. Рост доходов, не подкрепленный увеличением выпуска гражданских товаров, и толкает цены вверх.

Но такой рост не мог длиться вечно — об этом предупреждали и независимые эксперты, и некоторые представители власти.

«Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется, и далеко мы не уедем, — говорила о рисках глава ЦБ Эльвира Набиуллина еще в конце 2023 года. — Ехать, возможно, будем быстро, но недолго».

Момент, о котором предупреждала Набиуллина, наступает. Дисбалансы в экономике будут становиться заметны всем — не только экономистам, но и обычным людям. В условиях рецессии или даже просто резкого замедления роста доходы перестанут опережать рост цен, как это было в последние два года. И это уже видно по статистике. С начала 2023 года по конец 2024 года медианная зарплата в России росла почти без перерывов, а в первом квартале 2025 года ее уровень остался примерно на уровне конца прошлого года, следует из данных сервиса «Сбериндекс».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle