dw l rgb whitebg Deutsche Welle айтишники, Беларусь

Готовы ли айтишники вернуться в Беларусь и работать по правилам властей?

Парк высоких технологий предлагает IT-специалистам вернуться в Беларусь. Готовы ли они принять это приглашение?Новая руководительница Парка высоких технологий (ПВТ) Анна Рябова считает, что сегодня нет препятствий для возвращения айтишников в Беларусь, но речь будет идти о том, насколько они готовы работать по правилам, которые устанавливает государство. По ее мнению, отъезд IT-специалистов из РБ связан с тем, что инновационная среда «очень подвижная» и «легка на подъем». «Мы ждем, приветствуем, поддерживаем всех людей, которые желают на нашей территории развиваться, приносить нам пользу», — заявила Рябова.

Анна Рябова была назначена руководителем ПВТ в конце мая 2025 года, до этого она была замминистра связи и информатизации РБ.

Что белорусские айтишники думают о предложении главы ПВТ, и как им видятся перспективы развития Парка?

«Подогревать надежду там, где ее не видно, крайне тяжело»

Сооснователь и директор компании Iomico Николай Мурзенков считает, что сегодня нет никаких признаков того, что режим в Беларуси сменится, а уехавшим белорусам все сложнее надеяться на возвращение. «Подогревать надежду там, где ее не видно, крайне тяжело. Идут годы, айтишники ассимилируются «, — рассуждает собеседник DW.

Cам он в эмиграции с августа 2020-го. После президентских выборов 2020 года Николай Мурзенков резко ответил на требование администрации ПВТ запретить сотрудникам участвовать в протестах и раскритиковал тогдашнего главу Парка Всеволода Янчевского.

Скептически Мурзенков относится и к новой руководительнице ПВТ. По его мнению, Анна Рябова — очередной представитель режима Лукашенко: «те же тезисы, та же пропаганда». Мурзенков предполагает, что ситуация в IT-сфере будет ухудшаться: «Из РБ уйдут последние западоориентированные компании. Останется обслуживание региона и его друзей-соседей».

«Уже не так просто уехать»

IT-менеджер Александр (имя изменено. — Ред.) также не верит в массовое возращение айтишников в Беларусь. Он обращает внимание, что даже со второй волны эмиграции, которая пришлась на 2022-23 годы, прошло более двух лет. «Это срок, за который мигрант прирастает к новому месту. Уже не так просто уехать», — говорит собеседник. Кроме того, за эти годы ситуация в Беларуси никак не изменилась.

«На операционную деятельность компании в Беларуси влияют санкции. Для многих заказчиков с Запада Беларусь — токсичная, и даже наличие здесь каких-то команд разработки для них неприемлемо», — говорит IT-менеджер.

По мнению Александра, сегодня развитие ПВТ зависит от ситуации на российском рынке, в первую очередь, от того, «насколько они будут инвестировать в развитие своего суверенного интернета». Если в России случится серьезный экономический кризис, это может сильно ударить по ПВТ.

Потенциал для небольшого роста в ПВТ Александр связывает с тем, что белорусские разработчики готовы работать за меньшие деньги, соответственно, они становятся более конкурентоспособными.

Что происходит в ПВТ и нужен ли он Беларуси в будущем?

Николай (имя изменено. — Ред.), сотрудник одной из компаний, входящих в ПВТ, подтверждает, что в последнее время зарплаты немного просели, но массово никто не увольняется. «До 2020 года у резидентов ПВТ был сниженный подоходный налог, теперь — как у всех. Возможно, компаниям проще участвовать в тендерах, но точно я этого не знаю», — говорит собеседник. По его мнению, никакого ажиотажа вокруг Парка нет.

Между тем, DevOps-инженер Иван (имя изменено. — Ред.) и вовсе убежден, что такая структура, как ПВТ, в будущем Беларуси не нужна, поскольку «в нормально работающей экономике никаких преференций, особенно компаниям-флагманам, не требуется».

В РБ Иван работал в двух компаниях, которые состояли в ПВТ и, по его мнению, льготы, которые получают резиденты Парка, не улучшают жизнь рядовых сотрудников. «Очень уж это похоже на «договорняк» между крупным бизнесом и государством», — считает IT-специалист.

«Программирование — одна из самых желанных работ в Беларуси»

По данным на июнь 2025 года, в Парке высоких технологий — 1026 резидентов, 30% — иностранные центры разработки и продуктовые компании. В ПВТ работает около 59 тысяч человек. Весной 2022 года, по данным портала devby.io, их было более 78 тысяч.

По итогам 2024 года выручка резидентов парка составила почти 2,4 млрд долларов, в том числе экспорт — 1,8 млрд долларов. Как сообщалось, рост экспорта был обеспечен за счет стран СНГ, в первую очередь, России.

IT-менеджер Александр считает, что без западных заказчиков ПВТ не достичь рекордных показателей прошлых лет (экспорт в 2020 году составил 2,7 млрд долларов, в 2021 году — 3,2 млрд долларов. — Ред.). «Но если допустим, так случится, что санкции будут сняты, отношения будут восстановлены, а режим ПВТ продолжит функционировать, я верю, что эти цифры можно достичь и даже их перегнать, потому что по-прежнему программирование — одна из самых желанных работ в Беларуси», — не теряет надежды собеседник.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle