Новая сделка между ЕС и Украиной о торговле агропродуктами в целом заключена. Ее подробности держатся в секрете, но украинские фермеры и их коллеги из ЕС волнуются. Значит ли это, что настоящий компромисс достигнут?Как украинские фермеры, так и их коллеги из Европейского Союза настороженно отреагировали на заявление Еврокомиссии, сделанное 30 июня, о новых условиях торговли сельскохозяйственными продуктами для Украины. И те, и другие ждут подробностей сделки и опасаются чрезмерных убытков и несправедливого подхода.
В случае Украины убытки неизбежны, поскольку возвращения к «торговому безвизу» или автономным торговым мерам (АТМ) Евросоюза, введенным для страны после начала полномасштабной российской агрессии, не предусмотрено. «Наилучшим возможным результатом было бы перенесение режима АТМ с гарантиями, применимыми к ограниченному числу продуктов, которые считаются чувствительными для фермеров ЕС», — заявили в Украинском клубе аграрного бизнеса (УКАБ) с офисом в Брюсселе. Но поскольку такой сценарий Евросоюз категорически исключил, украинской группе переговорщиков пришлось предпринять «невероятные усилия», чтобы «максимально защитить интересы украинских фермеров», говорят украинские лоббисты.
Основная часть переговоров завершилась быстро
Итак, Брюссель и Киев достигли принципиального соглашения о новых условиях ввоза агропродуктов, но его детали пока не раскрываются. Кроме того, окончательный вариант договора должен быть утвержден странами-членами в Совете ЕС, три из которых — Венгрия, Польша и Словакия — ввели и до сих пор не сняли односторонние эмбарго на украинские агропродукты.
Уже известно, что Евросоюз полностью либерализует торговлю с Украиной несколькими наименованиями товаров, среди которых сухое жирное молоко, кисломолочные продукты, грибы, виноградный сок — такие примеры привел еврокомиссар по вопросам сельского хозяйства и продовольствия Кристоф Хансен в ответ на вопрос корреспондентки DW.
Еврокомиссия также сообщила, что для большинства сельхозтоваров текущие объемы квот вырастут до наивысшего уровня торговли за последние годы. Речь идет, например, о сливочном масле, сухом обезжиренном молоке, солоде, глютене, овсе и ячменной крупе — то есть о продуктах, объем ввоза которых не особенно беспокоит европейских фермеров.
Важно отметить, что с 6 июня, когда истек срок АТМ, Украина временно вернулась к довоенным квотам на ввоз агропродуктов в ЕС, действовавшим до 2022 года. Этот режим будет в силе до момента введения новых торговых условий между сторонами. Если он продлится до конца 2025 года, то украинские фермеры предположительно потеряют 1,1 млрд евро, говорят в УКАБ.
Поэтому Украина заинтересована в том, чтобы переговоры завершились как можно скорее. Их основная часть прошла оперативно — и за это нужно похвалить Еврокомиссию, считает аналитик Европейского политического центра в Брюсселе Светлана Таран.
Эксперт: «Решения оказались лучше, чем ожидалось»
Она также отмечает другие положительные моменты: «На переговорах удалось достигнуть определенных компромиссных решений, которые лучше, чем изначально ожидалось. Например, были ожидания, что позиция Еврокомиссии в отношении Украины будет сдержанная по причине давления европейских фермеров, которые хотели сильно ограничить доступ на рынок украинской продукции».
Эксперт считает позитивным и тот факт, что для некоторых «нечувствительных» товаров введен беспошлинный доступ, а остальные продукты разделены на категории по степени «чувствительности»: для «менее чувствительных» продуктов квоты будут увеличены сильнее, а для «более чувствительных», таких, как сахар, мясо птицы, яйца, пшеница, кукуруза и мед, — умереннее.
Как пояснили накануне в Еврокомиссии, на «самые чувствительные» товары, такие как яйца, сахар и пшеница, квоты увеличатся, но будут ниже исторических объемов торговли. Кроме того, в отношении этой категории товаров будут действовать защитные механизмы — предохранители, чтобы импорт не вызвал «серьезных трудностей» на уровне всего блока или государств, сказал еврокомиссар по вопросам торговли и экономической безопасности Марош Шефчович.
Украинцы призывают не допустить «политического произвола»
Известно также, что эти защитные механизмы будут применяться не только на уровне Евросоюза, но и отдельных его стран, что приветствовали фермеры ЕС. «Мы положительно оцениваем некоторые представленные сегодня аспекты, касающиеся согласования стандартов и защитных механизмов, включая также последствия импорта на уровне государств-членов», — сказано в совместном заявлении восьми сельскохозяйственных ассоциаций Евросоюза от 30 июня.
Светлана Таран указывает, что пока неясен механизм применения этих мер-предохранителей. «Сейчас украинские производители не понимают, кто будет принимать решение об их введении и на каком основании — политического влияния или объективных данных, то есть в результате расследования», — говорит она. Лишь в последнем случае украинские фермеры будут чувствовать себя увереннее. Кроме того, подчеркивает аналитик, защитные меры должны вводиться только в самых крайних случаях. УКАБ также настаивает на том, что введению подобных мер должна предшествовать оценка воздействия, а не «политический произвол».
Справедливо ли требовать «равных условий игры»?
Кроме того, как сообщили еврокомиссары, новое соглашение предусматривает постепенное приближение Украины до 2028 года к производственным стандартам ЕС, в частности, в сферах условий содержания животных и использования пестицидов, чтобы обеспечить всем участникам соглашения «равные правила игры». На этом настаивали фермеры нескольких европейских стран. «Для сохранения жизнеспособности наших отраслей необходимы определенность, предсказуемость и действительно равные условия игры», — подчеркивается в совместном заявлении сельскохозяйственных ассоциаций ЕС, которые надеются, что окончательный результат соглашения «будет в полной мере учитывать и уважать интересы фермеров и производителей ЕС».
Украинское фермерское лобби удивлено требованием Еврокомиссии о приближении к производственным стандартам, поскольку, по их логике, оно должно повлечь за собой свободный доступ на внутренний рынок ЕС, о чем, однако, речи пока нет. «Это посылает долгосрочный негативный сигнал не только украинским агропроизводителям, но и фермерам в других странах-кандидатах на вступление в ЕС», — сказано в заявлении УКАБ.
Действительно, подобные требования должны идти рука об руку с процессом вступления в Евросоюз, но переговоры по основным блокам с Украиной еще даже не открыты, напоминает аналитик Европейского политического центра. В Брюсселе настаивают, что Украине, как стране-кандидату, придется адаптироваться к стандартам и нормам ЕС, однако украинские аграрии опасаются, что, выдвигая подобные условия уже сейчас, Евросоюз обрекает их на дополнительные расходы, связанные с этими преобразованиями, и это при том, что у них и так много проблем из-за войны. В целом, по официальным данным Киева, 60 процентов валютной выручки Украины сейчас приходится на агропродукцию, поскольку из-за войны «упали» другие ключевые экспортные отрасли — металлургия и химпром.
По мнению Светланы Таран, ЕС не следовало бы накладывать на Украину больше требований, чем это положено в случае стран, не входящих в Евросоюз. Она также считает, что целесообразным со стороны Брюсселя было бы предоставить Украине более длительный адаптационный период и финансовую поддержку ее фермерам для ускоренного воплощения в жизнь важных изменений, — все это еще возможно включить в переговорный процесс.
Аналитик указывает, что речь в данном случае идет не о требованиях к безопасности продукции, которые Украина уже давно выполнила. Нормы условий содержания животных и использования пестицидов, «не являются обязательными, чтобы получить доступ на рынок Евросоюза», говорит Таран. Зато они увеличивают производственные расходы, на что и жалуются европейские фермеры: им приходится эти нормы соблюдать, и они видят в этом несправедливость по сравнению с Украиной. Украинцы же считают, что, по сути, выполнение этих условий должно увязываться с отменой всех квот.
Брюссель и Киев могут договариваться
Еврокомиссия, со своей стороны, обещает, что доступ страны на рынок ЕС будет постепенно увеличиваться в соответствии с ее успехами в сфере приведения своих стандартов в соответствие с европейскими. «Все это соглашение, как оно было представлено, — это полный компромисс», — отмечает Светлана Таран. Она напомнила, что решение, которое является компромиссным для всех сторон данного соглашения — это политический сигнал «для партнеров и врагов», что Украина и страны ЕС могут договариваться.
«Соглашение сбалансированное, справедливое и реалистичное, оно представляет собой наилучший возможный результат в сложных геополитических условиях», — считает еврокомиссар Шефчович. Теперь обе стороны займутся доработкой технических элементов договора. Страны ЕС и Европарламент будут проинформированы о деталях соглашения в ближайшие дни.