Ряд инцидентов, произошедших в последние месяцы, свидетельствует о резком охлаждении отношений между Москвой и Баку. Что за этим стоит и чем грозит обеим сторонам, DW спросила у экспертов.Между Москвой и Баку назревает дипломатический кризис, усугубляющий и без того напряженные отношения между двумя странами в последнее время. Поводом стал инцидент в Екатеринбурге, где российские силовики провели обыски и задержания представителей азербайджанской диаспоры по подозрению в причастности к убийству и покушениям в рамках расследования уголовных дел прошлых лет. Два человека погибли при задержании. Сначала Следственный комитет РФ (СК РФ) сообщил о смерти одного из них от «сердечной недостаточности», позже подтвердил и вторую смерть, не уточнив причину.
Баку отреагировал резко. МИД Азербайджана выразил «решительный протест» против «неприемлемого насилия» со стороны российских силовиков, отметив, что во время обысков несколько человек получили серьезные травмы. Были отменены культурные мероприятия, связанные с Россией, а в офисе информационного агентства «Sputnik Азербайджан», которое входит в российскую медиагруппу «Россия сегодня», в Баку были задержаны два сотрудника. Азербайджанские СМИ со ссылкой на источники в МВД страны утверждают, что задержанные одновременно являются сотрудниками ФСБ России.
Кремль отреагировал на это сдержанно. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва сожалеет о решении Баку, подчеркнув, что ситуация в Екатеринбурге «не может быть поводом для подобной реакции». В МИД РФ указали, что погибшие и задержанные — хотя и этнические азербайджанцы, являются гражданами России.
Причина — трагедия самолета AZAL?
Серьезным поворотным моментом в отношениях между Баку и Москвой стало крушение самолета азербайджанской авиакомпании AZAL — в этом сходятся опрошенные DW эксперты. Пассажирский авиалайнер, на борту которого находились 5 членов экипажа и 62 пассажира, 25 декабря 2024 года был подбит российской ракетой класса «земля-воздух» в районе Грозного, где в тот момент работала ПВО, и разбился при вынужденной посадке у казахстанского Актау. В результате погибли 38 человек.
По мнению азербайджанского политолога и конфликтолога Арифа Юнусова, всплеск эмоций и резкая риторика в СМИ со стороны обеих стран сейчас не случайны — он убежден, что информационная кампания координируется властями, а характер двусторонних отношений во многом определяется личными настроениями лидеров. Для президента Азербайджана Ильхама Алиева трагедия с самолетом приобрела личное измерение, отмечает эксперт: в момент происшествия в небе над Россией находился и президентский борт, который, теоретически, также мог стать целью ПВО. Первым с извинениями выступил глава Чечни Рамзан Кадыров — и это, по словам Юнусова, вызвало раздражение в Баку. «Алиев, не называя Кадырова по имени, резко заметил, что не другим надо звонить ему», — рассказывает эксперт. По мнению Юнусова, если бы Владимир Путин первым лично позвонил Алиеву, публичной обиды можно было бы избежать.
Аналогичного мнения придерживается и эксперт по Южному Кавказу Кирилл Кривошеев: «Путин принес такие весьма формальные извинения за эту ситуацию Алиеву, и было видно, что Алиев этим вряд ли удовлетворен». Он, однако, подчеркивает: недавние события в Екатеринбурге, где силовики задержали десятки представителей азербайджанской диаспоры, вряд ли были прямой инициативой Кремля. У российских силовиков и националистов своя логика, объясняет он: «Они рассматривают диаспоры, в том числе азербайджанскую, как организованные преступные группы. Это внутренняя тенденция, популярная среди части российской элиты. Внешнеполитический контекст — скорее сопутствующий ущерб».
По словам Кривошеева, официальный Баку, в свою очередь, использует обострение ситуации для укрепления своих позиций на международной арене. «Алиеву важно выглядеть суверенным лидером — способным сказать «нет» и России, и Западу. Сейчас мы наблюдаем демонстрацию именно этого курса», — заключает эксперт.
Какую роль играет война за Карабах и Украина?
Незадолго до авиакатастрофы президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью российскому пропагандисту и главе «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. В разговоре о «традиционных ценностях» он подчеркнул, что Москва и Баку находятся «в одной лодке», напоминает Юнусов. В 2024 году в Азербайджан приезжал и президент РФ Владимир Путин, возложив венок на могилу предыдущего руководителя этой страны Гейдара Алиева.
Несмотря на то, что Азербайджан заявлял о поддержке территориальной целостности Украины, он долгое время сохранял осторожность в отношениях с Кремлем. Ситуация изменилась после второй и третьей карабахских войн. Азербайджан начал вытеснять Россию из региона, прежде всего он выступил против размещения российских миротворцев, которых воспринимал как предлог для закрепления военного присутствия, считает Юнусов.
Баку перестал воспринимать Москву как посредника и внешнюю силу, способную диктовать правила в регионе, говорит азербайджанский политолог и депутат Расим Мусабеков. Он отмечает, что после этого Азербайджан начал двигаться в сторону развития собственной энергетической и военной инфраструктуры. Это, по мнению Юнусова, усилило раздражение в Кремле и стало причиной резкого изменения риторики российских СМИ в адрес Азербайджана. «Кремль утратил возможность играть на противоречиях между Азербайджаном и Арменией», — считает он.
Россия теперь пытается компенсировать утрату влияния в регионе за счет давления на азербайджанскую диаспору внутри страны, а российские чиновники и политики позволяют себе те сравнения, которые раньше делать не стали бы, говорит Кривошеев. В частности, он напомнил о скандале вокруг слов помощника президента РФ Владимира Мединского в интервью Russia Today. Рассуждая о возможных сценариях окончания войны в Украине, Мединский провел параллель с конфликтом в Нагорном Карабахе, назвав его «спорным регионом между Арменией и Азербайджаном». По его словам, в случае прекращения огня без устойчивого мира Украина может превратиться в «огромный Карабах».
«В МИД Азербайджана ответили, что Карабах никогда не был спорным, и напомнили, что Азербайджан не оккупировал территорию соседнего государства. Намек прозрачен», — говорит Кривошеев.
Какими могут быть последствия конфликта Москвы и Баку?
Главный проект, который может пострадать от нынешнего конфликта Москвы и Баку — энергетическое сотрудничество, считает Юнусов. «Не стоит забывать, что против России действуют санкции, и в некоторых моментах Азербайджан фактически помогал их обходить. Даже в Европарламенте была комиссия, чтобы изучить, чей газ продают Европе — азербайджанский или все-таки российский. Если отношения между Москвой и Баку испортятся окончательно — все это окажется под угрозой», — поясняет он.
Под вопросом оказались другие двусторонние проекты, добавляет Мусабеков. В их числе — развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» через территорию Азербайджана, а также проект синхронизации российских и иранских электросетей. По его словам, не исключены и сложности с транзитом российского газа в Иран.
Тем не менее экономические интересы остаются важными и для самого Азербайджана, отмечает политолог Кирилл Кривошеев. «Экономика Азербайджана предпочла бы держаться в стороне от политики. Но пока у Баку есть пространство для маневра, у Москвы — все меньше рычагов давления», — резюмирует он. Юнусов считает, что Россия теряет влияние на Южном Кавказе. По его мнению, подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией приведет к дальнейшему ослаблению позиций Москвы: «Россия останется без рычагов влияния в регионе. Это будет ее геополитическое поражение, в котором укрепит свои позиции Турция».