Как и многие немцы, Сюзанне Шпан была очарована Россией и верила в ее демократическое будущее. Сегодня бывшая журналистка советует бороться с российской пропагандой и написала об этом книгу.»У России не было выбора из-за НАТО», «Украина осуществила геноцид». Такие мнения из зала Сюзанне Шпан (Susanne Spahn) слушала после лекции о войне России против Украины в октябре 2022 года в городке Альтенбург в Тюрингии. Три года спустя она снова ездит по стране с презентацией своей книги «Российская сеть» — об ошибках, в том числе ее собственных, в германо-российских отношениях. В целом книга находит позитивный отклик, отмечает Шпан: «Многим она открывает глаза».
Но в бывшей ГДР ситуация по-прежнему особая. За три года войны критики Запада и позитивного восприятия России на востоке Германии меньше не стало, скорее наоборот, делится впечатлениями с DW бывшая журналистка, а с недавних пор — сотрудница университета Пассау в Баварии. «Многие видят в Путине решение политических проблем. Можно даже услышать: «Пусть Путин сбросит бомбу на Берлин», — говорит Шпан о своем опыте.
Автор называет несколько причин: это и сохранившееся у восточных немцев, особенно у старшего поколения, теплое отношение к РФ, и риторика вышедшей на второе место по популярности в ФРГ ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), но и пропаганда российских СМИ на немецком языке. Это одна из центральных тем ее книги.
От приукрашивания России до критики пропаганды
Шпан описывает себя как бывшую «Russlandversteherin», буквально — человека, который понимает Россию. Так в Германии называют тех политиков и экспертов, которые верят в особый, как они считают, путь России к демократии, до недавнего времени поддерживали курс Москвы и считали, что на проблемы можно закрыть глаза.
В своей книге Шпан описывает эйфорию в отношении СССР, симпатию к Горбачеву («горбиманию») в Германии, свои первые поездки в Россию в начале 1990-х, жизнь, работу и учебу в Санкт-Петербурге, после которой она пошла в журналистику, став корреспонденткой для немецких СМИ на экономические темы. Шпан признает, что тогда «приукрашивала» свои статьи о России, объясняя это запросом «со всех сторон — руководства редакций и компаний, у которых я брала интервью». Некоторые ее материалы «полностью переписывались» теми, с кем она общалась.
Поворотным моментом, когда она «сняла розовые очки» и ее отношение к России резко поменялось, Шпан называет 2010 и 2011 годы, когда она сама стала свидетелем «управляемой демократии» и «циничных игр Кремля за власть» в Москве. Шпан ушла из журналистики, а с 2014 года, после аннексии Крыма, полностью посвятила себя исследованию российской пропаганды в Германии, в первую очередь — стартовавшей тогда немецкоязычной службы медиакомпании RT (ранее Russia Today), который, благодаря своему влиянию, считает себя «ведущим альтернативным источником новостей», а также новостного агентства Sputnik, входящего в медиагруппу «Россия сегодня».
Почему российская пропаганда работает
Пик активности RT в Германии пришелся на начало 2020-х годов, пишет Шпан. Незадолго до масштабного российского вторжения в Украину в 2022 году контрольный орган запретил его линейное телевещание в ФРГ, в апреле решение было исполнено. После вторжения сайты RT и некоторых других российских СМИ были заблокированы из-за санкций ЕС, но три года спустя влияние кремлевской пропаганды не уменьшилось, и, в некоторых случаях, даже возросло. Как такое возможно?
Шпан объясняет это «креативностью» российской стороны, созданием зеркальных сайтов с материалами RT на немецком языке, которых она насчитала около 20. Кроме того, автор книги отслеживает около 100 сайтов-двойников, маскирующихся под известные медиа и частично распространяющих материалы RT.
Сохраняющееся влияние российских СМИ Шпан также объясняет тем, что они опираются на то, что она называет «сетью» сайтов и политических сил, в том числе — правых экстремистов, при помощи которых материалы RT распространятся среди все большего круга населения. Автор книги подробно рассказывает о тех, кто этим занимался, а некоторые продолжают до сих пор. Сотрудники RT DE и Sputnik продолжают работать в Германии, благодаря чему «по крайней мере частично контент для сайтов и телепрограммы производится здесь». При этом делается ставка на те слои населения, которые недовольны ситуацией в Германии — проблемами с миграцией, ограничениями во время пандемии коронавируса или инфляцией, говорит Сюзанне Шпан.
Но где граница пропаганды и защищенной в конституции свободы слова? Шпан подчеркивает, что свобода слова не оправдывает распространение неправдивой информации, а оправдание агрессивной войны, как в случае с нападением РФ на Украину, в Германии запрещено.
Германии стоит брать пример со Швеции?
Ответом на российскую пропаганду должна стать широкая кампания по повышению медиаграмотности и переосмыслению отношений Германии и РФ, предлагает эксперт по России и российской пропаганде. По ее мнению, сейчас немцы более восприимчивы к этому, но со временем она видит риск возвращения к «старым категориям», когда в том числе ради экономического сотрудничества немцы закрывали глаза на проблемы в России.
В том, что это непростой процесс, недавно убедились правящие немецкие социал-демократы, когда группа влиятельных в прошлом политиков выступила против курса правительства на перевооружение бундесвера и за диалог с Москвой. Призывы возобновить экономическое сотрудничество с РФ, как минимум в сфере закупок газа, звучат не только от ультраправых и лево-консервативных сил, но и некоторых политиков из правящего блока ХДС/ХСС.
Шпан предлагает брать пример со Швеции, где, как пишет она в заключении своей книги, общество «так хорошо информировано, что Sputnik в 2016 году сам остановил деятельность там — из-за низкой популярности и совсем без запретов». Она опасается, что Германия «еще далека» от этого.