Наташа Загорски потеряла ребенка на 17-й неделе беременности — но ей не хотели дать даже больничный. Теперь благодаря Загорски женщины в Германии смогут получить декретный отпуск в случае выкидыша.С июня в Германии вступил в силу новый закон: женщины, у которых случился выкидыш после 13 недель беременности, смогут претендовать на оплачиваемый декретный отпуск. Его длина зависит от срока беременности: как минимум две недели и максимально восемь недель, если выкидыш случился на более позднем сроке (с 20-й недели).
До вступления в силу нового закона женщины, потерявшие ребенка на сроке до 24 недель, могли претендовать лишь на несколько дней больничного, и то — если повезет. Многие врачи попросту отказывались выдавать им справку. Такая история случилась и с писательницей Наташей Загорски (Natascha Sagorski), женщиной — благодаря, которой в Германии и приняли этот закон.
Сегодня у Загорски двое детей. Но в 2019 году она пережила трагедию: на 17-й неделе беременности у нее случился выкидыш. Женщину отправили в клинику, где под наркозом провели процедуру выскабливания, однако больничную справку выдать отказались. Врач сказала, что все в порядке, и завтра уже можно идти на работу, рассказывает Загорски. «Но я не могла! Мне было очень плохо — и физически, и душевно», — вспоминает она.
Сначала она подумала, что это трагическая случайность — просто ей не повезло с врачом. Но позднее, когда Наташа Загорски стала собирать интервью для своей книги «Каждая третья женщина», многие собеседницы рассказали ей, что им тоже не хотели давать больничный после выкидыша. Консультанты по ведению беременности также говорили, что не редко сталкиваются с такими ситуациями у пациенток. «И тогда я подумала: это не просто случайность. Похоже, здесь системная проблема», — говорит Загорски.
Каждая третья женщина
Согласно оценкам Профессионального союза акушеров-гинекологов Германии (BVF), примерно каждая третья женщина хотя бы один раз в жизни переживает выкидыш. Официальной статистики по этому поводу не существует. В Германии выкидыши в отличие от мертворожденных (на сроке от 24 недель или весом более 500 г) не подлежат регистрации — поэтому точных данных просто нет. И даже в этом случае в 2021 году в Германии было зарегистрировано около 40 тысяч беременностей, закончившихся выкидышем. Таким образом, на каждые 1000 родов приходилось 53 прерванных беременности.
Однако в обществе эта тема до сих пор табуирована. «Все мы надеемся, что нас это не коснется. Я и сама на это надеялась, — говорит Наташа Загорски. — Когда в книгах о беременности попадается раздел, посвященный теме выкидышей, то его быстро перелистывают, потому что, конечно, никто не хочет это пережить».
Потерявшие ребенка оставались без больничного
Большинство выкидышей происходит на ранних стадиях беременности, и женщины могут не осознавать, что произошло — они воспринимают кровотечение как менструальный цикл. Но, по оценкам, около шести тысяч выкидышей ежегодно происходят на сроке от 13 до 24 недель. В таком случае говорят о «тихих родах» — мертвый ребенок появляется на свет естественным путем. Помимо моральных страданий женщины, потерявшие ребенка, испытывают и физические: боль, сильные кровотечения, иногда в матке могут остаться части плода или плаценты — и в таких случаях прибегают к процедуре выскабливания под местной или полной анестезией.
Многие оказываются не готовы ни к тому, что у них может случиться выкидыш, ни к тому, что им делать, если это произошло. Одним врачи предлагали больничный, другим — пойти поработать, потому что «это будет полезно», рассказывает Наташа Загорски: «Многие женщины слышат от своего гинеколога: «Зато теперь вы знаете, что можете забеременеть» или «Отвлекитесь, все пройдет». Но никто не думает о том, что речь о беременной, которая радовалась своему ребенку».
«Это вообще довольно безумно: например, если у тебя простуда — то тебе без лишних разговоров дадут неделю больничного. А если ты была на четвертом или пятом месяце беременности — то ты не получаешь ничего. Все зависит от везения с врачом», — недоумевает писательница.
Петиция Загорски собрала 75 тысяч подписей
Наташа Загорски решила изменить эту ситуацию. Она запустила петицию с требованием позволить женщинам, пережившим выкидыш, брать декретный отпуск.
Во время сбора подписей Загорски также сталкивалась с непониманием и пренебрежением. «Ведь это касается только женщин, семейная политика, а есть дела поважнее! Иногда негативная реакция была даже со стороны самих женщин, особенно пожилых, мол, у них такого не было — и ничего, а молодые просто преувеличивают», — делится писательница.
Но в итоге петиция собрала 75 тысяч подписей, после чего ее передали на рассмотрение в бундестаг. Законопроект поддержали все фракции единогласно. Наташа Загорски, которая присутствовала на заседании, не смогла сдержать слез.