Site icon SOVA

Последствия будут критическими: Украина без поставок оружия из США

63838147 403 Deutsche Welle поставки оружия

Что стоит за решением Вашингтона приостановить поставки оружия Киеву и какие последствия оно будет иметь для обороны Украины. Об этом DW рассказал главный редактор Defense Express Олег Катков.Новость о приостановке Соединенными Штатами поставок вооружения Украине обеспокоила как официальный Киев, так и международных партнеров. Насколько критично это решение для отражения российской агрессии и украинской противовоздушной обороны? Об этом DW пообщалась с экспертом по вооружению, главным редактором Defense Express Олегом Катковым.

DW: Новость о решении США временно приостановить поставки вооружения шокировала. О перечне видов вооружения пока официально не говорится, но наиболее вероятно украинская ПВО после этого будет «обнаженной». Насколько критично это сейчас, в разгар летней наступательной кампании РФ?

Олег Катков: Это абсолютно критично. Президент Украины сообщил, что 30 процентов вооружения, которое используется Украиной, является американским. Это вооружение требует американских запасных частей, обслуживания и обычно американских боеприпасов. Возьмем, например, истребители F-16: без американских ракет AIM-120 AMRAAM, AIM-9 SIDEWINDER они беспомощны, не смогут сбивать воздушные цели, в том числе ракеты и те же «шахеды». Также без американских бомб, как JDAM-ER или SDB, они не смогут поражать наземные цели. Американские установки Patriot без американских ракет можно просто поставить в ангар, потому что они беспомощны. Это касается и норвежских NASAMS, которые используют ракеты AIM-9 и AIM-120, и HIMARS, которые используют американские ракеты GMLRS. И так по всей номенклатуре американского вооружения.

— Официальная версия Вашингтона – необходимость пополнить собственные критические запасы. Это реально производственный кризис американского ВПК или просто политические игры?

— Очевидно, это вопрос реального ограничения американских производственных мощностей. США, по данным Lockheed Martin, за 2025 год должны были произвести 600 ракет для Patriot. Это все те ракеты, которые необходимы для перехвата баллистических ракет. И речь идет о количестве, которое должно быть произведено для всех 65 батарей в США и всех операторов в мире. Кто-то может вспомнить о Японии, которая по лицензии на Mitsubishi Heavy Industries может производить до 30 ракет MSE в год, но производятся они на американских комплектующих. И это все, что есть. В то же время, во время последней атаки Ирана по американской авиабазе в Катаре работали две батареи Patriot, которые использовали десятки ракет. Так что речь идет не о том, как, условно, взять 30 ракет для Patriot со склада и передать их Украине или не передать. Речь идет о логике распределения 50 ракет для Patriot, которые США производят ежемесячно.

— То есть другие войны и конфликты в мире непосредственно повлияли на войну в Украине?

— Нет, повлиял Дональд Трамп. Повлияли его программы America Great Again («Сделаем Америку снова великой») и America First («Америка прежде всего»), рост изоляционизма и тотальная переориентация на внутренние проблемы и проблемы тихоокеанского региона, что закреплено, в частности, в документах аналитического центра Heritage Foundation. Это не тайна, открываем предвыборные программы Трампа, и там это написано. Об этом его команда говорила в 2023 и 2024 годах, и сейчас, в 2025-м, это начало реализовываться, к сожалению, для нас. Никаких сюрпризов.

— Что это означает для Украины, учитывая новые обстоятельства? Есть ли у Украины запас прочности в отношении вооружения?

— Мы не можем производить ракеты для Patriot и HIMARS. Мы не можем производить F-16 и ракеты для них. Мы не можем производить запасные части для Bradley. Мы не можем производить Javelin, Stinger или ракеты для них. 30 процентов вооружения, которое используют Вооруженные силы Украины, — американское.

— Но 70 процентов — не американское вооружение. Украина может компенсировать то, чего не будет хватать?

— В Украине никогда не было профицита вооружений. Мы всегда подчеркивали, что его мало. А теперь от малого мы отбрасываем еще 30 процентов. Стало лучше? Очевидно, нет.

— Что это означает для противовоздушной обороны и фронта?

— Для понимания: если, например, условно, с 2022 по 2024 год США предоставили суммарно три миллиона боеприпасов — то есть в среднем миллион боеприпасов в год. Европа дала за год еще миллион 155-миллиметровых, то есть в общей сложности два миллиона. Теперь отнимаем «американский миллион» боеприпасов. И это только боеприпасов. Вот что будет происходить. Что касается противовоздушной обороны, то, конечно, если нечем будет сбивать баллистику на определенных участках, то баллистические ракеты, как-от KN-23 или «искандеры», смогут поражать места, которые ранее были прикрыты Patriot. Учитывая, что не будет ракет для F-16, не будет ракет для NASAMS, будет прилетать больше крылатых ракет. Их будет кратно больше.

— По поставкам ракет для Patriot вроде бы вопрос не решен, и Дональд Трамп обещает не ограничивать эти поставки. Насколько это реалистично?

— На самом деле Пентагон не предоставляет и не будет предоставлять информацию о количестве боеприпасов, поставленных в Украину, или сроках, связанных с этим. Все остальное — это инсинуации, инсайды, которые могут быть правдивыми, а может и нет. Опять же, США производят условно 50 ракет Patriot в месяц. Одну из этих ракет отправят в Украину. Это же поддержка Украины? Поставки продолжаются? Формально продолжаются. Однако Украине от этого не легче.

— Безусловно, Россия знает об этой ситуации. Как, по вашему мнению, российское командование может попробовать воспользоваться этой паузой в ближайшие недели или месяцы? Каких типов ударов нам стоит ожидать?

— Россияне, конечно, этим воспользуются и продолжат делать то, что делают. Это подарок Путину.

— Чем Украина может компенсировать нехватку американского вооружения? Можно ли быстро нарастить поставки ракет для других альтернативных систем, например, итальянских?

— У нас нет альтернативы. Есть ли аналог Patriot? Есть, SAMP/T. Но почему Украина получила около 10 Patriot и только два SAMP/T? Есть ли аналог F-16? Есть, но почему Украина должна получить более полусотни F-16 и значительно меньше самолетов Mirage от Франции? Есть ли аналог комплекса NASAMS? Да, это IRIS-T, но эта система слабее, поэтому мы NASAMS получили больше.

— Какие стратегические последствия это будет иметь для всех, в частности в Европе?

— США официально выходят из архитектуры обороны Европы, объяснив это принципом America First («Америка прежде всего»). Об этом глава Пентагона в начале года заявил фактически на своем первом и единственном заседании в формате «Рамштайн», на котором он присутствовал физически. США глобально переориентируются на тихоокеанский регион, поэтому проблемы Европы — это проблемы Европы. А Украина — это же Европа. Мол, разбирайтесь, как хотите. Это официальная позиция Вашингтона.

— Подтолкнет ли это Европу к ускорению создания европейских оборонных программ и большей помощи Украине?

— Конечно, да. Например, Германия, в проекте бюджета на 2025 год, который наконец-то может быть проголосован, демонстрирует замечательную тенденцию увеличения оборонных расходов — 153 миллиарда евро через четыре года. Сейчас должно быть 86,5 миллиарда евро, если брать со специальным фондом. Это как раз реакция европейцев на принцип «Америка прежде всего» и на выход США из европейской архитектуры безопасности. Однако мы должны понимать, что создание новых предприятий, начало производства новых вооружений — это программы, которые измеряются как минимум где-то годом-двумя. Дождется ли Украина? Извините, но у меня нет сейчас оснований для оптимизма. Но я надеюсь, человечность победит.

Exit mobile version