Site icon SOVA

Как Россия уходит от санкций через криптовалюты

60919859 403 Deutsche Welle криптовалюта

Россия постоянно ищет новые способы обхода западных санкций, введенных против РФ за нападение на Украину. Почти полностью отрезанная от мировой финансовой системы, она перевела большую часть внешней торговли в рубли и так называемые «дружественные валюты» — прежде всего юани и рупии. Доллары и евро в России в последние годы называют «токсичными». Однако и с расчетами в «дружественных валютах» часто бывают сложности. Тогда приходится обращаться к криптовалютам. Как именно это работает — в материале DW.

Как российский бизнес использует криптовалюты во внешней торговле

Чтобы обходить ограничения во внешней торговле, российские компании все чаще используют криптовалюты. В общем объеме международных расчетов их доля пока невелика, однако в некоторых случаях они уже стали важным инструментом обхода международных санкций.

Так, по данным Reuters, криптовалюты используют нефтяные компании — чтобы оперативно превращать в рубли ограниченно конвертируемые рупии и юани. Для этого они прибегают к услугам посредников. По словам одного из источников агентства, в торговле с Китаем такие операции совершаются более-менее регулярно. Речь идет о десятках миллионов долларов в месяц.

Также криптовалюты используют по крайней мере две крупные металлургические компании, рассказали Bloomberg их высокопоставленные сотрудники. Интересно, что эти компании не находятся под санкциями. Тем не менее, обе сталкивались с заморозкой банковских счетов, задержкой или отменой переводов. Криптовалютные платежи стали для них запасным каналом, который используется, когда обычные транзакции не проходят.

Открыто о намерении использовать криптовалюты недавно заявил «Россельхозбанк». Весной 2024 года, когда США активно вели переговоры с Россией, Кремль требовал снять с банка санкции. Однако эта идея, как и другие, которые тогда обсуждались, развития не получила. Так что поиск альтернативных способов расчетов, включая криптовалюты, для банка по-прежнему актуален.

«Мы считаем, что криптовалюты могут быть удобным альтернативным инструментом, и в настоящий момент мы совместно с ЦБ и всеми заинтересованными сторонами прорабатываем возможность их использования для расчетов при торговле зерном», — заявила первый заместитель председателя правления «Россельхозбанка» Ирина Жачкина.

Правовой статус криптовалют в России

Использование криптовалют бизнесом — один из примеров того, как в условиях войны и санкций в России формируется альтернативное правовое пространство. Законы в нем с негласного одобрения властей либо вовсе не соблюдаются, либо трактуются гибко — в зависимости от текущих политических и экономических интересов.

«Очевидно, что переход к использованию блокчейн-платежей — часть более широкой стратегии отхода от технологий и финансовых систем, контролируемых Западом, — говорит глава направления международной торговли и санкционного консалтинга в Институте глобальной политики (GIS) Боб Савич. — Но насколько успешно российским властям удастся применять их для международных расчетов — это еще вопрос».

ЦБ, в чьи функции входит регулирование финансового рынка, долгое время выступал против легализации криптовалют. Лишь в конце прошлого года российским компаниям официально разрешили использовать криптовалюты во внешней торговле — но только в рамках экспериментального правового режима, за которым следит регулятор.

«Мы по-прежнему против того, чтобы криптовалюты использовались в расчетах внутри страны, — заявила на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина. — То есть во внешнеэкономической деятельности — да… Но мы против того, чтобы это использовалось как средство платежа».

В то же время, еще до появления экспериментального правового режима (о результатах его работы не сообщается), Набиуллина признавалась, что ЦБ фактически «смягчил позицию в использовании криптовалют в международных платежах». «Есть разные способы, которыми они (участники внешнеэкономической деятельности. — Ред.) решают проблему — и даже с нами не делятся. Может, и правильно, что не делятся», — обмолвилась она год назад.

«Пока правил нет, выигрывают те, кто работает в серой зоне, и ведомства, которые уже изымают крипту без отчетности; проигрывают — бизнес и граждане, ждущие ясности», — комментирует эксперт в области блокчейна Ани Асланян.

Как санкции бьют по криптовалютной инфраструктуре России

Помешать России использовать криптовалюты сложно, но санкционная коалиция регулярно предпринимает такие попытки. Порой они оказываются успешными. Так, по данным Bloomberg, в готовящийся 18-й пакет санкций ЕС планируется включить ограничения против двух китайских банков, которые, согласно изученным агентством документам, предоставляли российским клиентам «услуги, связанные с криптовалютными активами».

Весной США и Германия добились блокировки российской криптобиржи Garantex (ее обменники работали в башне «Федерация» в Москва-Сити) и заморозки активов на сумму более $26 млн — по обвинению в обходе санкций и отмывании денег. По их данным, Garantex также была связана с наркомаркетплейсом Hydra.

Однако почти одновременно с разгромом Garantex в Кыргызстане начала работу биржа Grinex. Из расследования Financial Times следует, что фактически Garantex возродилась под новым названием в новой юрисдикции. В конце февраля на Grinex был запущен стейблкоин A7A5, привязанный к российскому рублю — первый в своем роде.

Владельцами компании A7, которая запустила стейблкоин, являются молдавский бизнесмен Илан Шор (проживает в России после того, как на родине был признан виновным по делу о хищении $1 млрд) и банк ПСБ, обслуживающий российский военно-промышленный комплекс.

За четыре месяца существования A7A5 через него прошли транзакции на сумму $9,3 млрд, следует из расчетов Financial Times. По словам представителя A7 Николая Шумакова, с которым связались журналисты, операции со стейблкоином в основном проводят российские импортеры.

Exit mobile version