Нынешнее резкое обострение отношений Москвы и Баку, жертвами которого стали граждане Азербайджана и России, началось 27 июня 2025 года с рейда российских силовиков против азербайджанской диаспоры на Урале. Силовики утверждают, что искали подозреваемых в заказных убийствах прошлых лет. В результате облав погибли двое азербайджанцев: 60-летний Гусейн Сафаров и его брат — 55-летний Зияддин Сафаров. По официальной версии, смерть наступила от сердечной недостаточности. Однако судмедэкспертиза Азербайджана, которому передали тела, установила, что мужчины погибли из-за избиений и пыток. Следы побоев были видны и у других задержанных азербайджанцев, доставленных в суд. По данным СМИ, их также пытали током.
В ответ МВД Азербайджана задержало сотрудников российского информагентства Sputnik в Баку по уголовному делу о мошенничестве, незаконном предпринимательстве и легализации имущества. Директора «Sputnik Азербайджан» Игоря Картавых и шеф-редактора Евгения Белоусова обвинили в работе на ФСБ и отправили в СИЗО.
На следующий день, 1 июля, стало известно о задержании в Баку еще 11 россиян. Их обвинили в причастности к ОПГ, которая якобы занимались контрабандой и продажей наркотиков из Ирана. В суд их доставили с демонстративной жестокостью, на задержанных были видны следы побоев.
Что известно о задержанных в Азербайджане
СМИ установили личности девятерых из 11 задержанных россиян. Как минимум семеро из них — айтишники из России, приехавшие в Азербайджан в разное время. 41-летний гражданин России Антон Драчев возглавлял отдел IT-разработки в хедж-фонде Red Star Asset Management. В 2017 году он основал IT-стартап Airo, чья выручка за прошлый год превысила 500 млн рублей, писали «Важные истории». Судя по утечкам данных погранслужбы, Драчев с конца 2022 по сентябрь 2023 года летал в Азербайджан больше 10 раз, выяснил Telegram-канал «Агентство».
Еще одного задержанного СМИ опознали как 30-летнего выпускника петербургского университета ИТМО Дмитрия Безуглого. Он работал программистом в VK и «Яндексе» и уехал из России в сентябре 2022 года — после объявления мобилизации. Был задержан и его однофамилец — 26-летний программист из Калининграда Илья Безуглый. По словам его матери, он работает программистом на фрилансе и вместе с девушкой путешествует по миру. В Баку они прилетели 8 июня из Вьетнама.
Примерно во время начала мобилизации Россию покинул еще один задержанный — 23-летний Сергей Софронов из Череповца. Отец Софрнова рассказал изданию «Звезда», что его сын улетел в Азербайджан в конце апреля 2025 года как турист и собирался вернуться, когда закончится срок безвизового пребывания.
35-летний екатеринбуржец Александр Вайсеро, по словам его невесты, приехал в Азербайджан в отпуск в начале июня. Он также работал в сфере IT. Еще один задержанный, которого в суд привели со следами крови на лбу, — 38-летний уроженец Архангельска Валерий Дулов. Он окончил магистратуру в норвежском Университете Ставангера и после работал в «Газпромнефти» и «Роснефти» frontend-разработчиком.
Задержанный 25-летний Алексей Васильченко работал психологом. По словам его друзей, он приехал в Баку в гости к Дулову. Мать Васильченко рассказала Telegram-каналу «Осторожно новости», что ее сын приехал в Азербайджан «в командировку от института».
Еще один задержанный — 22-летний выпускник Петербургского архитектурно-строительного университета Дмитрий Федоров. По словам отчима молодого человека, он приехал в Баку несколько месяцев назад.
«Агентству» также удалось установить личность 40-летнего IT-предпринимателя из Ижевска Игоря Заболотских. В 2019 году он запустил сервис для коммуникации бизнеса с клиентами ClickChat, который был закрыт в марте 2024 года. В 2020 году Заболотского привлекали к уголовной ответственности за организацию сети подпольных казино с игровыми автоматами. Уголовное дело закончилось штрафом.
Все родственники и друзья задержанных, которые общались со СМИ, категорически отвергают обвинения, предъявленные россиянам.
Задержание и избиения — демонстративный ответ Баку
Правозащитники и аналитики не сомневаются, что задержания, предъявленные обвинения и демонстративная жестокость — это сигнал и зеркальный ответ Баку Москве. «Ответ чисто в российском стиле. Я сам был арестован, я знаю, как у нас проводятся аресты. Это чисто российская специфика, у нас такого не делают. Демонстративно, чтобы Путин видел, россияне видели, ну и наши видели», — говорит азербайджанский политолог и конфликтолог Ариф Юнус.
Он уверен, что задержанные — это случайные люди, которые «попались под руку». «Разумеется, все эти обвинения в наркоторговле высосаны из пальца. Их могли сделать и шпионами Ирана, просто один из них был в Иране, поэтому поднялась тема иранского наркотрафика», — считает Юнус.
Подобное демонстративно жестокое задержание беспрецедентно для Азербайджана, соглашается азербайджанский социолог Сергей Румянцев. «Такая большая группа лиц, да еще и со следами побоев, оказавшиеся за решеткой, тем более иностранцев — не было такого. Это нечто новое», — говорит он. Румянцев напоминает, что в Азербайджане много политических заключенных, но даже их задержания всегда проходили без избиений.
Что грозит всем россиянам в Азербайджане
Задержаниями власти Азербайджана не ограничились. По информации правозащитного проекта «Ковчег», помогающего россиянам за рубежом, после начала конфликта Баку и Москвы к живущим в стране гражданам РФ начали приходить с проверкой силовики. «Ковчегу» известно как минимум о семи таких визитах, рассказала DW глава проекта Анастасия Буракова.
«Ходят, видимо, по тем адресам, которые есть у миграционной службы. Когда люди подавали на вид на жительство, они указывали адреса проживания. Проверяют документы, подтверждающие легальность пребывания. Приходят полицейские вместе с людьми в штатском. В довольно неприятной форме проходят проверки. Причем проверяют в позднее время и приходят под ночь», — рассказывает Буракова, добавляя, что в двух случаях россияне столкнулись с применением силы.
По ее словам, таких случаев, вероятно, на самом деле больше семи. В стране практически нет политических активистов из России, поэтому многие не обращаются к правозащитникам, рассуждает Буракова. Юристы, с которыми сотрудничает «Ковчег», рекомендуют россиянам сделать копии всех важных документов, передать их знакомым и загрузить в облачное хранилище, всегда носить с собой документы, подтверждающие легальность пребывания в стране, и договориться с друзьями о том, как экстренно сообщить им о задержании.
Релоканты «из одной автократии в другую»
«Ковчег» напоминает, что не считает Азербайджан безопасной страной для уехавших из России. Соглашается с этим и политолог Сергей Румянцев. После вторжения РФ в Украину некоторые организации и люди переехали из России в Азербайджан — шаг, вызвавший вопросы у правозащитников. Фактически, это была релокация из одной автократии в другую, констатирует Румянцев. «Единственный ответ, что люди в общем бежали не от авторитарного режима, а просто бизнес их организаций релоцировался», — рассуждает социолог.
По его словам, значительная часть переехавших обосновались в Баку вокруг кластера New Zeon, который его создатели сравнивают с Силиконовой долиной. В расположенном в Олимпийской деревне пространстве обустроена своя инфраструктура, и связанные с кластером сотрудники фактически «самоизолировались» от жизни страны вокруг, объясняет Румянцев. «Эти люди уезжали не из идеологических соображений, хотя, может, среди них и есть антивоенные. И вот случилось то, что случилось. Они приехали в небезопасную страну, у них в ней нет никаких прав», — констатирует социолог.
«Судьба обычных людей ни Алиева, ни Путина не волнует»
При этом внутри Азербайджана темы переехавших после войны россиян нет, объясняет Румянцев. «Если сейчас выйти на улицы Баку и опросить людей, сильно сомневаюсь, что многие будут знать об этом проекте и о том, что какие-то россияне релоцировались», — говорит социолог. По его мнению, для Баку не так важно создание имиджа привлекательного для иностранцев и IT-специалистов направления. «Я думаю, что азербайджанскому режиму давно и привычно использовать совсем другие средства для репрезентации себя в каком то позитивном свете», — считает Румянцев.
По словам социолога, картинка с жестоким задержанием россиян во многом направлена на внутреннюю аудиторию, которая может позитивно на нее реагировать. «Россия включена в этот образ врага, в котором, конечно, главную роль играет Армения. В этом смысле любые выпады против России всегда были популярны. Если вы откроете учебник по истории Азербайджана, там будет написано «Россия — наш враг, колонизатор, оккупировали нас и так далее», — говорит Румянцев, который считает, что ситуация может как вернуться в привычное русло, так и обостриться еще сильней.
Правозащитник Юнус, в свою очередь, уверен, что в нынешнем обострении для Баку речь идет не о защите интересов своих граждан. «Вы думаете, это первый раз происходит в России в отношении азербайджанцев? И в прошлом году, и в позапрошлом были такие факты — всегда было. Вопрос, почему реагируют сейчас? Это не защита интересов граждан, это геополитический момент», — говорит он, подчеркивая, что в такой ситуации «судьба обычных людей ни Алиева, ни Путина не волнует».