В Беларуси меняются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. Планируется, что их деньгами будут распоряжаться исправительные учреждения. Как это отразится на политзаключенных?30 июня 2025 года Совет Республики (верхняя палата парламента РБ. — Ред.) одобрил изменения в законы по вопросам социального и пенсионного обеспечения, после чего документ отправился на подпись к Александру Лукашенко.
Изменения в том числе коснутся пенсионеров, осужденных к лишению свободы. Планируется, что их пенсии в полном объеме будут поступать в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания, включая стоимость содержания, также будет проводить исправительное учреждение. «Оставшаяся сумма пенсии будет выплачиваться осужденному, не ниже гарантированного минимального размера», — обещают в Минтруда и соцзащиты.
У несовершеннолетних, которые получают выплаты по инвалидности или из-за потери кормильца, половина пенсии будет перечисляться на лицевой счет такого осужденного, другая — его законному представителю.
Что об изменениях в пенсионном законодательстве думают правозащитники?
Как сейчас начисляется пенсия осужденным?
Сейчас, по закону «О пенсионном обеспечении», осужденным пенсионерам, которые находятся в местах лишения свободы, выплачивают 10% назначенной пенсии, при этом выплата не может быть ниже 20% от минимальной пенсии по возрасту. На 1 мая 2025 года она составляет 500,99 рублей (около 130 евро).
Если у пенсионера есть несовершеннолетние дети, то на содержание одного ребенка отчисляется 25% , двоих — 33%, на троих или более детей — 50% назначенной пенсии.
В случае лишения свободы пенсионера, получавшего социальную пенсию, выплаты приостанавливаются на все время заключения.
Юристка правозащитного центра «Вясна» Светлана Головнева отмечает, что пока полный текст документа, вносящего изменения в существующие законы, не опубликован, поэтому сложно судить о последствиях. Пока очевидно, что контроль за удержаниями с пенсий осужденных переходит от Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) к МВД.
Заключенный должен иметь возможность часть своего дохода отдавать семье
По словам правозащитницы, непонятно, что будет с пенсиями, которые по доверенности от заключенного получают люди на свободе: «Это был единственный вариант, как заключенный пенсионер мог передать деньги «на волю», например, своим родственникам для оплаты коммунальных платежей».
Если получение пенсии по доверенности запретят, то есть вероятность, что к коммунальным и другим платежам осужденных будет применяться механизм принудительного взыскания задолженностей «с дополнительными обременениями за просрочку и за работу судебных исполнителей».
Юристка также обращает внимание, что по «Правилам Нельсона Манделы» (правила обращения с заключенными, принятые ООН. — Ред.) заключенный должен иметь возможность хотя бы часть своего дохода отдавать семье.
Нарушается принцип социальной справедливости?
Правозащитник, сооснователь Фонда солидарности BYSOL Андрей Стрижак считает, что после внесения изменений в пенсионное законодательство государству будет выгодно «сажать» пенсионеров и фактически забирать их пенсию. «Это вряд ли будет носить массовый характер, но такие вещи, которые сейчас принимают законодатели, очень серьезно ограничивают права человека», — говорит Стрижак.
По мнению собеседника, недопустимо, чтобы человек, который находится в тюремном заключении, полностью лишался своих денежных средств, которые государство ему выплачивает по принципу солидарного обеспечения: «Люди всю жизнь платили взносы в пенсионный фонд, а сейчас не могут ими воспользоваться».
Стрижак считает, что таким образом нарушается принцип социальной справедливости, задекларированный в Конституции РБ.
Усилится финансовая нагрузка на семьи политзаключенных
Правозащитник убежден, что изменения в пенсионном законодательстве усилят финансовую нагрузку на семьи осужденных пенсионеров, в том числе, политзаключенных. Как в тюрьме выживают одинокие политзаключенные пенсионного возраста, по его словам, остается только догадываться.
«Белорусская тюрьма — это место, в котором люди очень быстро теряют здоровье. И в случае с пенсионерами эта ситуация усугубляется. Я думаю, что с каждым годом и мы будем видеть все большую статистику людей, которые умирают либо в тюрьме, либо сразу выходя из нее», — считает Стрижак.
Также он обращает внимание на то, что даже после освобождения политзаключенные предпенсионного или пенсионного возраста остаются уязвимой группой. В вынужденной эмиграции у них, как правило, намного меньше ресурсов для социализации, им сложно добиться оформления пенсии в Беларуси. «Фактически у людей очень большой риск остаться на улице без знания языка, без каких-то навыков выживания в новых условиях», — говорит собеседник.
Фонд BYSOL оказывает разовую помощь политзаключенным, открывает персональные сборы, но этого недостаточно.
По мнению Стрижака, для обеспечения пожилых политических беженцев из Беларуси необходимы ресурсы, равные государственным. У оппозиционных структур их нет, другие страны тоже вряд ли согласятся выплачивать «чужие пенсии». Правозащитник отмечает, что проблема стоит очень остро.