Закон о воссоздании в системе ФСБ России следственных изоляторов принят Госдумой в окончательном чтении. Правозащитники говорят, что так спецслужбы смогут быстрее добиваться признаний от подозреваемых.Госдума РФ приняла в окончательном чтении федеральный закон о воссоздании в системе Федеральной службы безопасности (ФСБ) следственных изоляторов (СИЗО). Об этом во вторник, 8 июля, сообщил в Telegram председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Закон предусматривает, что обвиняемые «по преступлениям против безопасности государства» будут содержаться в подведомственных ФСБ изоляторах.
По словам Пискарева, таким образом подследственные «шпионы и террористы» будут «ограждены» от общения с другими обвиняемыми, а также от попыток «иностранных разведок и террористических организаций» установить с ними связь.
В РФ втрое выросло число дел о госизмене, шпионаже, терроризме и экстремизме
В России за 10 лет — с 2015 по 2024 годы — в три раза увеличилось количество возбужденных дел по статьям о госизмене, шпионаже, терроризме и экстремизме. Число подозреваемых и обвиняемых по таким делам, содержащихся под стражей, выросло в четыре раза, сообщил Пискарев.
Как ожидается, в ведение ФСБ вернутся семь СИЗО: два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Владикавказе и Челябинске.
Доступ могут ограничить даже для адвокатов
Правозащитники предупреждают, что передача СИЗО в ведение ФСБ означает усиление режима на объектах — доступ к обвиняемому ограничат даже для адвокатов.
Как пояснил DW адвокат правозащитного проекта «Первый отдел» Евгений Смирнов, с возвращением изоляторов под контроль ФСБ жалобы заключенных, включая те, которые касаются условий содержания, будут поступать напрямую в управление этой службы, что сокращает возможность внешнего контроля. «ФСБ сможет вводить новые правила, что, вероятно, еще сильнее усложнит жизнь обвиняемых», — отметил адвокат.
Бывший аналитик в Федеральной службе исполнения наказаний Анна Каретникова считает, что новый закон позволит спецслужбам быстрее добиваться признаний от подозреваемых за счет изоляции и строгих условий содержания.
Для преследования политических оппонентов российские власти используют включение их в список «террористов и экстремистов», который ведет Росфинмониторинг. Сейчас в нем около 6,5 тыс. фамилий.