73200028 403 Deutsche Welle Голос

Россия осталась без «Голоса». Кто будет следить за выборами?

Движение в защиту прав избирателей «Голос» объявило о прекращении своей деятельности. Организация закрылась после 25 лет работы в России — после приговора ее сопредседателю Мельконьянцу. Какое значение это имеет для РФ?Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» объявило о прекращении своей деятельности. Организация работала в России на протяжении 25 лет. Как говорится в опубликованном во вторник, 8 июля, заявлении, организация была вынуждена пойти на такой шаг из-за усилившегося давления со стороны российских властей и растущих рисков для ее участников. «Голос» подчеркивает, что никогда не ставил перед собой цель поддерживать те или иные политические силы. Наблюдение за выборами, заявляют в организации, не является политической деятельностью, а служит защитой конституционного порядка и гарантированного государством права граждан на участие в выборах.

В заявлении движения «Голос» говорится, что решение о прекращении деятельности связано с приговором, вынесенным в мае 2025 года Басманным судом Москвы сопредседателю организации Григорию Мельконьянцу: 5 лет колонии общего режима за якобы участие в деятельности признанной в России «нежелательной» зарубежной НПО ENEMO (Европейской сети организаций по наблюдению за выборами). По мнению «Голоса», подобные обвинения в будущем могли быть предъявлены и другим участникам движения, а также тем, кто обращался к ним за консультацией или юридической помощью. При этом в «Голосе» подчеркивают, что организация не имеет никакого отношения к ENEMO, а уголовное преследование носит политически мотивированный характер и направлено на то, чтобы заставить наблюдателей за выборами в России замолчать.

История создания и преследования «Голоса»

Созданная в 2000 году ассоциация «Голос» стала одной из первых независимых инициатив в постсоветской России, сосредоточенных на мониторинге выборов. Вдохновленная переменами 1990-х годов Лилия Шибанова решила посвятить себя защите избирательных прав и возглавила организацию, к которой вскоре присоединились другие правозащитники и юристы, включая Григория Мельконьянца.

С самого начала своей деятельности «Голос» фиксировал рост влияния административного ресурса в пользу партии власти — особенно после создания «Единой России» в 2001 году. Уже с 2004 года организация стала систематически отмечать ограничения, вводимые властями в отношении независимого наблюдения на выборах. В свою очередь «Голос» внедрял новые цифровые инструменты для фиксации нарушений и анализа фальсификаций, разрабатывая сервисы и платформы, которые повышали прозрачность избирательного процесса. Среди них был интерактивный сайт «Карта нарушений», где сообщения могли оставлять как наблюдатели, так и сами избиратели. «Голос» получил всероссийскую известность в 2011 году — на фоне протестов против фальсификаций на думских выборах и кампании «Голосуй против жуликов и воров», инициированной оппозиционным политиком Алексеем Навальным.

Принятый в России в 2012 году закон об «иностранных агентах» стал началом давления на ассоциацию «Голос», которую уже в 2013 году внесли в соответствующий реестр из-за премии Норвежского Хельсинкского комитета. Это произошло несмотря на отказ организации от награды. Тогдашняя глава «Голоса» Лилия Шибанова заявляла о давлении со стороны ФСБ и называла происходящее «подпольной борьбой».

Российские силовики регулярно устраивали массовые обыски, изымали технику и оказывали давление на сотрудников «Голоса» в различных регионах страны. Принятый тогда же закон запретил «иностранным агентам» участвовать в выборах в любом виде — в «Голосе» были убеждены, что документ направлен, в том числе, против них. Несмотря на отсутствие иностранного финансирования, организацию не исключали из реестра, чтобы не допускать к избирательному процессу.

В 2016 году ассоциация была ликвидирована по иску Минюста, после чего «Голос» продолжил работу как незарегистрированная организация. В 2021 году «Голос» вновь признали «иноагентом» — движение внесли уже в реестр незарегистрированных общественных объединений. Организация продолжала координировать работу наблюдателей, в том числе в условиях полномасштабного вторжения России в Украину. Последний раз «Голос» наблюдал за президентскими выборами в России 2024 года. Силовики персонально преследовали отдельных представителей «Голоса»: Лилию Шибанову, Романа Удота, Григория Мельконьянца и Артема Важенкова. Впоследствии они оказались за границей, за исключением Мельконьянца, который отказался уезжать, несмотря на риски.

Какое наследие оставляет «Голос»?

Нынешнее решение «Голоса» о прекращении деятельности — тяжелый удар по независимому гражданскому обществу и по свободным выборам в России, констатирует в интервью DW председатель «Европейской платформы за демократические выборы» (EPDE) Штефани Шиффер (Stefanie Schiffer). Она вспоминает, что сама была свидетелем расцвета движения наблюдателей в России, когда тысячи активных граждан самоорганизовывались и боролись против фальсификаций и нарушений на выборах. Независимое наблюдение в России все еще возможно, уверена Шиффер, так как запрос общества никуда не исчез. «Потребность людей в управлении своими делами глубоко укоренилась и вполне оправдана — в том числе и в России», — говорит она, но признает, что уже не будет той организованности, как это было при «Голосе».

«Закрытие «Голоса» безусловно, очень печальная новость. Это одна из немногих структур, которая последовательно занималась гражданским наблюдением за выборами», — говорит политик Екатерина Дунцова, выдвигавшая свою кандидатуру на пост президента РФ на выборах 2024 года. Дунцова, которая находится в России и занимается организацией партии «Рассвет», также уверена, что за 25 лет существования «Голос» заложил фундамент и сформировал культуру наблюдения за выборами. Этот опыт и знания, уверена Дунцова, передадут следующему движению наблюдателей. «Ситуация с выборами в России сложная. Но когда она изменится, появятся новые объединяющие инициативы», — надеется Дунцова.

«Мы еще вернемся»

«Гражданский контроль может пострадать организационно, но движущая сила не исчезнет», — уверен бывший сопредседатель движения «Голос» Роман Удот. Он напомнил, что даже при росте репрессий и наступлении на гражданские свободы, такие как запрет митингов и попытки скрыть результаты выборов, наблюдатели продолжали действовать. Он вспоминает, как начинал сам: «Вначале я даже критиковал «Голос», а потом сам стал организовывать колл-центры». Он подчеркивает, что организация всегда была больше платформой, чем директивной структурой: «Гражданское общество впереди, а мы — обслуживающий персонал». Несмотря на закрытие, Удот уверен, что память о «Голосе» и его стандартах будет жить, а наблюдатели — возвращаться: «Остаются выборы, остаются наблюдатели. Как бы странно это ни звучало — но мы вернемся».

«Да, режим добился своего. «Голос» уничтожен», — говорит бывший член «Голоса» в Краснодарском крае Иван Шукшин. Новость о самороспуске движения «Голос», признается он, встретил с тяжелыми чувствами: «Сегодня утром я проснулся и увидел заголовки. Сайт изменился, соцсети — тоже. Это навалилось очень резко». Он отмечает, что закрытие «Голоса» усиливает разобщенность и подрывает горизонтальные связи внутри гражданского общества, однако подчеркивает, что в избирательном процессе в России продолжают участвовать наблюдатели от партий так называемой «системной оппозиции», допущенной властями к формальному участию в выборах.

«Не будет координирующего центра, но на местах работа продолжится. Кто-то будет помогать муниципальному кандидату, кто-то продолжит наблюдение, пусть и без общей платформы», — говорит он. Новая организация, подобная «Голосу», в нынешних условиях вряд ли появится, считает Шукшин. «Федеральной структуры уже не будет. Пока не изменится режим — ничего такого не возникнет. Но отдельные инициативы сохранятся», — подчеркивает он. Даже находясь за границей, Шукшин продолжает анализировать данные с выборов: «Это моя страна. Даже если все ухудшается, за этим нужно следить. Чтобы не оставалось пустоты. Чтобы кто-то мог услышать и понять, как именно все происходит. Чтобы не терять надежду».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle