Site icon SOVA

Опять контроль с двух сторон на границе Германии и Польши. Репортаж DW

73181411 403 Deutsche Welle Германия-Польша

Многие годы поляки и немцы в приграничном регионе работали, отдыхали и делали покупки по другую сторону границы. Теперь граница их снова разделяет — из-за введенного властями погранкотроля. Репортаж DW.Пограничный мост между немецким Франкфуртом-на-Одере и польским Слубице сейчас выглядит несколько причудливо. По обоим берегам Одера развеваются голубые флаги Евросоюза. Тех, кто едет со стороны Германии, встречает рекламный плакат: «Франкфурт-на-Одере — Слубице. Без границ» (на немецком и польском языках. — Ред.).

Но слоган, с помощью которого два города сообща рекламировали себя на протяжении многих лет, пока потерял свою актуальность. С немецкой стороны границы с октября 2023 года полиция проводит выборочные проверки. В понедельник, 7 июля 2025-го, Польша начала поступать также.

Реакция на миграционную политику Германии

Польские пограничники осуществляют контроль на 52 пунктах пересечения границы с Германией и 13-ти — с Литвой. Проверки, введенные премьер-министром Дональдом Туском, аналитики воспринимают как реакцию на ужесточение миграционной политики немецким правительством.

По указанию министра внутренних дел ФРГ Александра Добриндта (Alexander Dobrindt) федеральная полиция с мая получила право отказывать просителям убежища в пересечении немецкой границы и рассмотрении их ходатайств. Это решение, по оценке многих экспертов, противоречащее законодательству ЕС, стало темой бурных дискуссий в Польше.

То, насколько тема миграции накаляет страсти, заметно и в приграничном регионе. Некоторые люди пришли к мосту через Одер в первый же день начала контроля с польской стороны, чтобы посмотреть, что здесь происходит.

Опасения по поводу влияния погранконтроля на повседневную жизнь

«Вся эта история — просто политическое шоу, манипуляция. Мы не чувствуем угрозы со стороны мигрантов, которых якобы высылают из Германии», — говорит поляк Аркадиуш, который вместе с женой проводит отпуск в этом регионе и приехал на границу, чтобы своими глазами оценить ситуацию. «Жителям приграничья станет только сложнее», — добавляет его жена Дорота.

Это беспокойство разделяет и 17-летняя Лилит, школьница из Франкфурта-на-Одере, которая только что побывала в гостях в Польше у свой подруги. С одной стороны, Лилит не считает, что погранконтроль — это плохо. С тех пор как Германия его ввела, саму девушку проверяли не так уж часто. С другой стороны, польские одноклассники немки страдают от последствий: «Они опаздывают в школу из-за частых пробок, вызванных немецкими проверками». Теперь, когда Польша приняла аналогичные меры, Лилит опасается, что положение может только ухудшится.

Самозваные дружинники «контролируют» границу

Однако немецко-польскую границу контролируют не только пограничники. В Слубице, как и на многих других погранпереходах, с конца июня появились самозваные «гражданские патрули». Число членов «Движения в защиту границы», добровольно «охраняющих» ее, в Слубице не так велико, как в других местах. Но и здесь каждый день появляется несколько человек в ярких аварийных жилетах.

Утром 7 июля на мосту нет никого из группы добровольцев-дружинников. На металлических перилах висят только их плакаты: «Нет иммиграции» (на немецком и польском языках. — Ред.). Только около полудня появляются двое мужчин, затем группа увеличивается до пяти человек. Они стоят вместе и снимают на мобильные телефоны тех, кто проводит проверки. Пограничники и польская полиция, которые также присутствуют на месте событий, на это никак не реагируют.

Самозваные «пограничники» вспыльчивы и с подозрением относятся ко всему, что ими воспринимается как немецкое. При этом один из них, выходец из Слубице, на вопросы, заданные по-польски, отвечает только по-немецки. «Вы же из немецких СМИ», — заявил он DW. И отказался дать какой-то комментарий.

Конспирологические истории о «тайно высланных мигрантах»

А вот Томашу, который также из Слубице и носит бейсболку с надписью «Трамп 2024. Верните Америку», есть что сказать. Сам он в патрулях дружинников не участвует, но находит их правильными: «Эти (официальные. — Ред.) проверки существуют только потому, что «Движение в защиту границы» заставило польское правительство их проводить».

Однако, по мнению Томаша, леса в приграничной зоне также нужно взять под контроль, в этом было бы больше смысла. Даже если этому нет никаких доказательств, собеседник твердо убежден, что мигранты тайно возвращаются в Польшу немецкой федеральной полицией.

Очередной удар по Шенгенскому соглашению

В течение дня у моста появляются и те, кто хочет, чтобы Берлин и Варшава отказались от погранконтроля. Три человека, представляющие сеть Frankfurt bleibt bunt, принесли с собой транспаранты. На одном из них написаны слова папы Франциска на немецком языке: «Будущее не в изоляции», на другом: «Город-побратим остается солидарен».

Один из немцев, франкфуртец Ян Августыняк (Jan Augustyniak), опасается, что свобода передвижения между Польшей и ФРГ, которая связывает страны-соседи с декабря 2007 года после вступлению Варшавы в Шенгенскую зону, будет все сильнее ограничиваться.

«Когда Германия ввела погранконтроль в октябре 2023 года, предполагалось, что он будет действовать только в течение трех месяцев. Теперь у нас июль 2025-го, и контроль уже по обе стороны границы», — сетует он. И говорит, что Шенгенское соглашение в конечном счете станет бесполезным, поскольку все больше стран-участниц будут действовать в своих интересах и делать все больше исключений из него.

Образцовый регион евроинтеграции

Франкфурт и Слубице уже давно считаются образцом европейской интеграции. Трудно подсчитать количество связей и совместных проектов, возникших за последние 30 лет. Это и единая сеть централизованного теплоснабжения двух городов, и дети и молодежь, изучающие немецкий и польский языки с детского сада до выпускных классов, и тысячи поляков, работающих в Германии, и немцы, которые едут в Польшу за покупками или обращаются за помощью к польскому стоматологу.

А еще — обычная повседневная жизнь в приграничной зоне: заправка бензином или покупка сигарет в соседней стране, пересечение границы для похода в ресторан или в гости к друзьям. Долгое время все это воспринималось как само собой разумеющиеся вещи.

«Погранконтроль, который уже долгое время действует с немецкой стороны, оказывает на нас негативное влияние. Он осложняет нам жизнь в человеческом, экономическом и транспортном плане», — делится в интервью с DW Маржена Слодовник, мэр Слубице. И критикует тот факт, что никто из тех, кто принимает решения в Берлине и Варшаве, не знает, каково это — жить на границе.

«Вводимые сверху правила оказывают огромное влияние на нашу жизнь. Это неизбежно отражается на наших взаимоотношениях», — констатирует мэр. Она хотела бы видеть другое решение проблемы миграции, которое учитывало также особенности повседневной жизни в приграничном регионе.

Кого разворачивают на границе Польши и ФРГ

Проверки на польской стороне границы в первый день проходят без каких-либо заметных инцидентов, лишь иногда возникают пробки. Помимо автобуса, курсирующего между Франкфуртом-на-Одере и Слубице, пограничники проводят выборочный контроль большегрузов и автомобилей с тонированными стеклами.

Некоторых пешеходов, переходящих мост, также просят предъявить документы. Часто кажется, что именно внешний вид является решающим фактором в том, кого пропускают без остановки, а кого проверяют более тщательно. Похоже, что тормозят в основном тех, кто внешне похож на мигрантов.

В течение нескольких часов польские пограничники не выявляют ни одного человека, кому нельзя въехать в Польшу. Наконец, они разворачивают двух чеченских женщин. Те позже объяснили DW, что хотели пройтись по магазинам в Слубице, как часто делали.

Женщины показывают офицерам свои документы — вид на жительство в Германии. Но чтобы попасть в Польшу, им нужно предъявить паспорта. А паспорта остались дома. «Я просто хотела купить помидоры», — говорит одна из чеченок, пожимая плечами. И идет через мост обратно во Франкфурт.

Exit mobile version