В ответ на письмо Трампа о введении 25-процентых пошлин на экспорт из Казахстана в США, президент Токаев предложил поискать компромиссы. Эксперты отмечают — в требованиях Трампа экономики не видно. Подробности — у DW.Ответ президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева на пришедшее к нему письмо от Дональда Трампао введении с 1 августа 25-процентых пошлин на экспорт из Казахстана в США появился лишь через десять дней. В нем не видно проявления какого-либо недовольства или озабоченности. Отмечается, что «Казахстан в качестве давнего торгового и инвестиционного партнера США привержен развитию справедливых, предсказуемых и взаимовыгодных торговых связей». Одновременно подтверждается и готовность Казахстана «к продолжению конструктивного диалога с целью выработки рационального решения вопросов торговли» и последующего достижения компромиссов.
Что Казахстан продает в США
По мнению казахстанских экспертов, которые ссылаются на официальные данные, во многом спокойствие Токаева объясняется характером торговых взаимоотношений Казахстана и США. При товарообороте обеих стран объемом всего в 4,2 миллиарда долларов по казахстанским данным и в 3,4 миллиарда по информации Соединенных Штатов, которые учитывают только прямые поставки товаров, основу казахстанского экспорта составляет сырье и продукты первичной переработки. Речь идет о сырой нефти и отдельных видах нефтепродуктов, уране и его изотопах, ферросплавах, а также необработанном и наполовину обработанном серебре. В общей сложности, отмечают эксперты, это 95,2 процента экспорта в США. Оставшиеся 4,8 процента — это поставки в США фосфора, ферросилиция, пшеничной клейковины и продукции автомобильной промышленности, на сумму в 95,2 миллиона долларов. И именно эти 4,8 процента и должны будут облагаться 25-процентными пошлинами. Об этом же говорил еще в начале апреля, когда Трамп впервые объявил о вводимых повышенных пошлинах к экспорту из Казахстанав размере 27 процентов, против 10 базовых процентов для других стран Центральной Азии, и вице-премьер Серик Жумангарин. «Пошлины отразятся только на 4,8 процента казахстанского экспорта. Это где-то около 100 миллионов долларов. На все остальное, честно говоря, они вообще никак не отразятся, если вкупе брать. Из двухмиллиардного оборота большая часть у нас на сегодняшний день в исключениях», — подчеркнул тогда Жумангарин, имея в виду действующие в США нормативы по выводу из-под действия тарифов категории основных сырьевых и стратегических товаров.
Загадка для экономиста
Экономист Эльдар Шамсутдинов в беседе с DW заметил, что не совсем понимает логику введения Соединенными Штатами повышенных тарифов для казахстанского экспорта, учитывая желание американских компаний расширять свое присутствие в Казахстане. «Для меня это очень большая загадка, потому что нынешняя администрации США непредсказуемая и сложно прогнозируемая. Очевидно, что решение Трампа подталкивает нас в сторону Китая и России. Причем, как геополитически, так и экономически. Ведь непонятно, за что введены повышенные пошлины? Возможно, это как-то относится и к БРИКС. Складывается впечатление, что в Вашингтоне склеили в программе Word все письма и шаблонно отправили всем, а Казахстан там случайно затесался», — с изрядной долей сарказма отметил Эльдар Шамсутдинов.
Впрочем, экономист не исключает, что введение Трампом повышенных пошлин для Казахстана носит превентивный характер и связано, прежде всего, с расширением экономических связей Астаны и Пекина. «В Казахстане уже есть совместные казахстанско-китайские компании. Но на мировом рынке, в отличие от китайских прокси — Вьетнама или Сингапура, они погоду точно не делают. Это капля в море. Безусловно, тарифная политика имеет смысл, однако только в том случае, когда она проводится разумно. В нынешней администрации США этого не видно. Да, у Америки с Казахстаном есть торговый дисбаланс не в ее пользу. Но вводя с 1 августа повышенные пошлины, все это Штаты умудрились завернуть в какую-то непонятную обертку какого-то невероятного популизма», — поделился своим мнением с DW Эльдар Шамсутдинов.
Экономист: все дело в Китае
Политик и экономист Айдар Алибаев еще более категоричен. Он не сомневается — экономической составляющей в водимых Соединенными Штатами пошлинах на казахстанский экспорт абсолютно не наблюдается. «Это никакая не экономика. Это геополитика. Интерес к Казахстану, как к сырьевой колонии, чрезвычайно высок. Идет перетягивание условного каната за возможность получить доступ к нашим сырьевым богатствам. Особенно к месторождениям редкоземельных элементов и редких металлов, которые стали чрезвычайно актуальными в связи с развитием альтернативной энергетики, транспорта на электрической тяге и новых военных технологий», — считает Айдар Алибаев. При этом, по его мнению, нет никакой разницы, какого размера пошлины будут в реальности введены администрацией Трампа в отношении казахстанского экспорта. «Надо понимать, что в экономическом плане Казахстану нечего предложить Соединенным Штатам. Поэтому пошлины могут и пятидесяти процентов дойти. Ведь если посмотреть правде в глаза, сам Казахстан на самом деле ничего не производит. Другое дело — главный стратегический и экономический партнер Казахстана, то есть, Китай. Очевидно, что США не хотят, чтобы мы еще больше сближались с Китаем, уходили под крыло Пекина. А это процесс сейчас идет активно. Отсюда и предупреждение в виде повышенных пошлин со стороны администрации Трампа Астане, чтобы она задумалась», — высказал свое предположение Айдар Алибаев. Он не исключил, что в условиях наблюдаемого противостояния США могут перекрыть Китаю морскую торговлю с Европой, что заставит Пекин уйти на сухопутные маршруты с поставкой товаров на европейский рынок через Казахстан. «Не просто же так сейчас Китай срочно диверсифицирует свою логистику поставок в Европу. И вот здесь через пошлины, как раз, и можно несколько надавить на Казахстан, экономика которого остается очень слабой и зависимой от мировых центров принятия решений», — подчеркнул в беседе с DW казахстанский политик и экономист.
Мнения собеседников DW косвенно подтверждается и заявлением министерства экономики Казахстана, которое появилось практически одновременно с публикацией ответного письма президента Токаева Дональду Трампу. «Наша цель — достичь согласованных решений по вопросам доступа на рынок и условий торговли, чтобы сохранить предсказуемость и устойчивость торгово-экономических связей с США», — отмечается в правительственном заявлении, в котором приводятся и новые данные о товарообороте между Казахстаном и США. Из них следует, что с января по май 2025 года общий объем торговли составил всего 1,27 миллиардоа долларов, из которых на казахстанский экспорт приходится 418 миллионов.