68789238 403 Deutsche Welle БПЛА

Производители БПЛА из Украины помогут перевооружить Европу?

Компаниям-изготовителям дронов в Украине вскоре могут разрешить экспорт их изделий, а также передачу европейским соседям своего опыта, полученного такой высокой ценой. Но что нужно Европе в сфере БПЛА?Является ли Украина партнером, испытательным полигоном, заказчиком — или, возможно, даже конкурентом в области беспилотных технологий? Пока Киев разрабатывает новые правила, позволяющие экспортировать дроны, украинские компании все еще разбираются в том, какую роль они будут играть в перевооружении Европы.

Технологии изготовления БПЛА быстро меняются. В Украине они представлены сотнями различных компаний и десятками моделей, ряд из которых кажутся простыми, но имеют значительный опыт применения на фронте. Европейские конкуренты тем временем хорошо финансируются и все чаще выводят на поле боя свои собственные разработки.

Ярослав Ажнюк, основатель и гендиректор компании по производству беспилотников The Fourth Law, говорит, что украинские дроны могут выглядеть «более низкотехнологичными» с точки зрения их конструкции». Но что касается производства и его экосистемы, то «на самом деле есть очень хорошие доводы в пользу того, чтобы украинские компании предоставляли эти возможности в качестве сервиса нашим европейским партнерам», сообщил он DW.

Уникальный боевой опыт украинских БПЛА

Гибкость определила успехи Украины в использовании беспилотников в войне с Россией. Производители обратились к коммерчески доступным компонентам, часто сочетая импортные БПЛА или их части с простыми бортовыми компьютерами, программами с открытым исходным кодом и даже напечатанными на 3D-принтере деталями.

Использование так называемых FPV-беспилотников (управляются с точки зрения пилота в реальном времени благодаря видео) позволило операторам создать целый класс смертоносных дронов-«камикадзе» и с помощью мини-гарнитуры направлять начиненные взрывчаткой устройства в гораздо более ценные цели, например, танки.

Другие типы БПЛА могут сбрасывать взрывчатку или мины, а некоторые обеспечивают традиционное наблюдение. Так называемые дроны дальнего радиуса действия, оказавшиеся в последние месяцы в центре внимания, совершают полеты вглубь российской территории.

В украинских компаниях говорят, что сейчас они импортируют все меньше деталей для беспилотников, все чаще создают свои собственные компоненты и совершенствуют технологии, к примеру, телеметрию театра военных действий. Они также собирают массу ценных данных о положении на поле боя, например, о российских контрдействиях.

Ряд компаний, такие как The Fourth Law, утверждают, что находятся на переднем крае разработок в этой области. Однако в то время как производственные мощности Украины в сфере БПЛА росли, ее бюджет не поспевал за ними. В июне президент Владимир Зеленский заявил, что Киев может позволить себе финансировать только 60% оборонной продукции, которую способен производить.

Украинским производителям БПЛА нужен внешний рынок

Тем временем конкуренты, такие как немецкий производитель Helsing, создающий дроны с искусственным интеллектом (ИИ), привлекли значительные международные инвестиции. Компания может производить свои беспилотники за пределами Украины и при этом размещать их для использования на территории страны.

Промышленные группы уже много лет предупреждают, что сектор производства БПЛА в Украине упрется в стену, если будет держаться в границах страны. В беседе с DW Катерина Михалко, гендиректор Tech Force in UA — конгломерата, объединяющего более 70 оборонных предприятий, связанных с высокими технологиями, — настаивала на том, чтобы «система была сбалансированной».

«Если компания может производить больше, чем может купить государство, у нее должна быть возможность работать на международном рынке», — убеждена Михалко. С точки зрения промышленности, разрешение экспортировать продукцию привлекает новые инвестиции и делает возможным создание совместных предприятий с зарубежными фирмами.

«Если мы ограничим экспорт и передачу технологий, то через три-пять лет обнаружим, что все новейшие решения, вся интеллектуальная собственность на самые последние разработки будет принадлежать иностранным компаниям», — предупредил в беседе с DW Артем Вьюнник, соучредитель и гендиректор компании Athlon Avia, выпускающей беспилотники.

В данный момент Athlon Avia производит разведывательный дрон Furia. И работает над новым беспилотным летательным аппаратом Silent Thunder, который, по словам Вьюнника, может изготавливаться за пределами Украины, чтобы защитить производство от российских ударов. Перспектива выпуска дронов за пределами Украины, упрощаемая благодаря созданию совместных предприятий, привлекательна и для других местных компаний.

Александр Яковенко, основатель компании TAF Drones, которая выпускает FPV-дроны, признается, что первое, что он делает утром, — смотрит телефон, чтобы узнать, «не было ли ракетных атак на мои объекты в Украине». «Потому что из-за них я могу понести большие убытки и не выполнить государственные контракты, а это большая проблема», — делится он в интервью DW.

Чего хочет от Украины Европа?

Киев постоянно отклоняет заявки на экспорт от своих оборонных компаний, предпочитая сосредоточиться на отправке их изделий на фронт. Но потребность в более тяжелых вооружениях, включая ракеты большей дальности, также, похоже, довлеет над правительством, считают эксперты. Европейские страны отказались напрямую поставлять такое оружие Киеву, однако экспортные пошлины для украинских производителей могли бы стать источником финансирования для создания подобного собственного оружия.

«Это довольно длительные и ресурсоемкие процессы разработки, — поясняет Мелания Парзонка, которая изучала данный вопрос для британского аналитического центра Chatham House. — И для этого нужны средства».

Заявление Зеленского в прошлом месяце о том, что Украина ослабит правила, регулирующие экспорт в сфере БПЛА, вызвало одобрительные отклики — и вопросы по поводу исполнения этого решения. Украинский парламент все еще работает над соответствующим законодательством. А компании гадают над тем, экспорт каких технологий власти могут ограничить и какие квоты будут применяться.

Другой вопрос, чего именно хотят европейские военные и оборонные компании от украинских производителей и разработчиков дронов. Поскольку война все еще продолжается, а технологии стремительно меняются, компании из Украины говорят, что вряд ли кто-то из них немедленно начнет осуществлять поставки беспилотников военным из других стран.

Вместо этого они могли бы создать совместные предприятия, чтобы сначала выпускать свою продукцию для Украины, а затем — для других государств. ЕС уже выделил 150 миллиардов евро в виде кредитов на партнерские проекты в оборонной области с участием Украины и европейских стран.

Основатель компании TAF Drones Яковенко рассказывает, что сейчас получает запросы от фирм из Великобритании, Дании и Новой Зеландии. Одним из вариантов ему видится предложенный Великобританией. Ее правительство объявило, что украинские производители БПЛА будут предоставлять данные о происходящем с дронами на поле боя британским производителям, которые затем отправят на фронт уже свои беспилотники.

Такая сделка поддерживает как Украину, так и «британские рабочие места», сообщатся в пресс-релизе правительства в Лондоне. По словам производителей беспилотников, такое партнерство учитывает две реальности: европейские страны вынуждены поддерживать собственную оборонную промышленность, а Украина не является безопасным местом для производства.

Но оно может и не создать того уровня кооперации, которой желают некоторые украинские производители беспилотников. «Я думаю, что объединение нашего опыта, нашего понимания тактики и тенденций на поле боя со связями иностранных компаний, которые имеют довольно зрелые технологии и решения, может представлять для обеих сторон определенную ценность», — заявил гендиректор Athlon Avia Артем Вьюнник.

Очевидно, что Украина стала своеобразным координационным центром для всех европейских производителей беспилотников, так что «нет таких компаний, продукция которых не проходила бы боевых испытаний в Украине», констатирует в беседе с DW Мелания Парзонка из Chatham House. Украинские изготовители БПЛА утверждают, что именно их компании неизбежно будут обладать наибольшим опытом и знаниями по применению изделий в боевой обстановке.

В свою очередь, Ярослав Ажнюк говорит, что именно поэтому он с оптимизмом смотрит в будущее отрасли. Компании начнут расти, когда у них появится способность экспортировать свою продукцию, возникнут лидеры, которые смогут воспользоваться своими специальными знаниями. Ажнюк полагает, что со временем украинские компании смогут предлагать услуги по использованию БПЛА как комплексную платформу для европейских стран, занимаясь не только производством, но и обучением, обновлением программного обеспечения и оборудования.

«Уникальность ситуации в Украине и стратегическое преимущество, которое она имеет сейчас в мире, заключается в том, что мы находимся в состоянии войны с Россией уже 11 лет», — утверждает Ажнюк. Поэтому, по его выражению, любой европейской стране будет сложно «предоставлять такие услуги на уровне, сопоставимом с тем, что могут дать украинские компании».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle