73064121 403 Deutsche Welle шахты

Почему в Германии строили шахты, похожие на дворцы?

Шахту «Цоллерн» в Рурской области называют дворцом труда и храмом индустриализации. Она встречает посетителей прекрасной неоготикой и затем восхищает ажурным модерном.Рурская область в немецкой земле Северный Рейн — Вестфалия богата памятниками индустриальной архитектуры второй половины позапрошлого — начала прошлого веков. Главными отраслями здесь были добыча каменного угля и производство стали. Многие такие объекты находятся под охраной, превращены в музеи и выставочные залы, используются для разных театральных, музыкальных и прочих фестивалей.

Один из бывших горнодобывающих комплексов даже имеет статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО — «Цехе Цольферайн» (Zeche Zollverein) в Эссене. Примерно в тридцати километрах от этой достопримечательности посреди живописных холмов между Бохумом и Дортмундом находится не менее интересный промышленный объект — более ранний, возведенный до иконического комплекса Schacht XII «Цольферайна» (1928-1932) в самом конце эпохи историзма — начале эпохи модерна.

Каменный уголь в Рурской области

Угольная шахта «Цоллерн», точнее — «Цехе Цоллерн II/IV» (Zeche Zollern II/IV), была заложена в 1898 году. II и IV — номера здешних шахтных стволов. Менее сейчас известная бывшая шахта «Цоллерн I/III» находится примерно в трех километрах и особого интереса для туристов не представляет.

Первую вагонетку каменного угля выдали здесь на-гора уже через четыре года после закладки, однако строительство наземных сооружений продолжалось еще пару лет.

В основные годы эксплуатации на этой шахте ежедневно добывали около 2000 тонн угля, залегавшего примерно на 450-метровой глубине. Однако в 1930 году Гельзенкирхенская горнодобывающая компания (GBAG) решила сконцентрировать добычу на одной большой шахте в западной части Дортмунда — «Объединенной Германии» (Zeche Vereinigte Germania), поэтому «Цоллерн» начали эксплуатировать на износ до окончания максимально расчетного срока службы — середины 1950-х годов.

Оборудование поддерживали в надлежащем состоянии — установки в машинном зале исправны до сих пор и даже используются в демонстрационных целях, но здания не ремонтировали, инвестиций в развитие не осуществляли. Ничего не перестраивали. Лишь в 1940 году снесли второй шахтный копёр, нарушив симметрию комплекса. Еще раньше вывели из эксплуатации коксохимический цех, здание которого разобрали.

Шахта «Цоллерн». Фотогалерея

Неоготика и модерн

Шахта во многом сохранила свой исторический облик, от которого и дух захватывает, и глаз трудно отвести. После присвоения охранного статуса в 1969 году здесь провели поэтапную реставрацию и через тридцать лет комплекс открыли для посетителей в качестве музея.

При этом первое упоминание «Цехе Цоллерн» в туристическом путеводителе датировано 1905 годом — в качестве своего рода индустриального дворца, который обязательно стоит увидеть. В наши дни любителей немецкого югендстиля, то есть модерна, здесь ожидает прекрасно сохранившийся большой машинный зал — настоящий храм труда, возведенный методом легкого металлического фахверка. Этот высокий светлый зал находится посреди кирпичных неоготических зданий — примеров архитектуры эпохи историзма.

Гельзенкирхенская горнодобывающая компания была тогда крупнейшей во всей Германии — лидером отрасли, бурно развивавшейся. Только за десять последних лет позапрошлого века в Рурской области было заложено более семидесяти новых шахт. Каждая из компаний стремилась демонстрировать свои успехи — заявлять претензии на лидерство, в том числе, инвестируя немалые средства в строительные проекты.

Дворец труда и храм индустриализации

Комплексы горнодобывающих предприятий являлись своего рода визитными карточками — престижными репрезентативными объектами здешних акционерных обществ. Шахта «Цоллерн» задумывалась как образцово-показательная — должна была стать примером для подражания. Название в честь правящей династии кайзеров из рода Гогенцоллернов выбрали в духе времени на волне патриотического подъема после объединения Германии — создания Германской империи в 1871 году.

Прямо от главных ворот, похожих больше на въезд в роскошное поместье в конце тенистой аллеи, открывается вид на шахтное управление. Справа находится здание, в центре которого расположен монументальный расчетный зал, где получали зарплату до 2500 горняков. Здесь же находились раздевалки и душевые, отданные сейчас под музейную экспозицию.

Музыка на шахте

Противоположное крыло стало зрительным залом, в котором проходят, в частности, некоторые концерты Рурского фортепианного фестиваля (Klavier-Festival Ruhr) — крупнейшего в мире. В 2025 году здесь выступили Лукас Штернат, Дженеба Канне-Мейсон, Анна Генюшене, Арсений Мун и Александр Гаджиев.

Перед началом фестивальных концертов и во время перерывов многие любители классической музыки, раз уж попали в такое необычное место, переквалифицировались в туристов — не менее заинтересованно и воодушевленно осматривали музейную территорию и экспозиции, делали фотографии фасадов, витражей, декора… разве что только не аплодировали, хотя явно испытывали прекрасные порывы.

По левую сторону от главных ворот расположены кирпичные гараж и конюшня, в которой сейчас работает ресторан. За зданием расчетного зала возвышается шахтный эксплуатационный копёр, то есть конструкция для подъемной установки.

Шахтный копёр — смотровая площадка

Шахтные копры — главные архитектурные символы Рурской области. За примерно 700-летнию историю горной добычи в этом западногерманском регионе, согласно оценкам историков, существовало около тринадцати сотен малых и больших шахт. Первое письменное упоминание шахты в Рурской области датировано 1277 годом — Schüren. Последнюю новую шахту здесь открыли в 1967 году — Vereinigte Pörtingssiepen — Сarl Funke. Самую последнюю закрыли десять лет назад — Bergwerk Prosper-Haniel.

На эксплуатационный копёр «Цоллерна» сейчас можно подняться прямо на площадку до больших колес — направляющих шкивов. По пути наверх посетители проходят мимо нескольких оставшихся навечно неразгруженными вагонеток, на которых из шахты поднимали добытый здесь каменный уголь.

Площадка расположена на 45-метровой высоте. Сверху открывается вид на всю территорию комплекса, железнодорожные пути, вышку вентиляционной шахты и соседнее поселение, аккуратные домики которого были возведены для сотрудников «Цоллерна» заботливой компанией-работодателем. Вдали виднеются силуэты Дортмунда, других соседних городов и районов. Все это перемежается заросшими горными отвалами — своего рода курганами промышленного прошлого Рурской области, покрывшимися зеленой патиной.

Музей индустриальной истории

За поддержание «Цехе Цоллерн» в надлежащем состоянии сейчас отвечает Объединение музеев индустриальной культуры регионов Вестфалия и Липпе (LWL-Museen für Industriekultur). В число объектов этого объединения входят несколько бывших угольных и рудных шахт, судоподъемник 1899 года на канале Дортмунд-Эмс, текстильная фабрика, кирпичный и стекольный заводы.

В конце позапрошлого века разработку проекта нового шахтного комплекса поручили известному немецкому архитектору Паулю Кноббе (Paul Knobbe), который решил украсить фасады кирпичных зданий элементами готического стиля — модного во времена историзма.

Стекло и сталь

Эти идеи были реализованы при возведении административного здания, зарплатного зала и некоторых других построек поменьше. В этом же неоготическом стиле предполагалось оформить самое большое сооружение комплекса — центральный машинный зал, однако сроки поджимали, поэтому вместо массивного кирпичного здания заказчики изменили решение и предпочли металлический фахверк.

Сталь в регионе производили уже в огромном количестве. Одновременно этот материал начинал играть все более важную роль в строительстве. Идея пришла руководителями компании во время посещения Дюссельдорфской индустриальной выставки 1902 года.

На этой выставке как раз представили проект каркасного павильона — необычного и наделавшего много шума, хотя над Парижем уже возвышалась Эйфелева башня, да и совсем рядом около Золингена поезда вовсю ходили по самому высокому в Германии Мюнгстенскому мосту (Müngstener Brücke) — ажурному и стальному, претендующему сейчас на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шахта как гезамткунстверк

Чтобы придать зданию машинного зала из металлического фахверка репрезентативный вид и эстетично интегрировать в архитектурный гезамткунстверк «Цоллерна», был привлечен еще один архитектор — Бруно Мёринг (Bruno Möhring), вошедший в историю как один из ведущих зодчих только что наступавшей тогда эпохи модерна в Германии.

Машинный зал «Цоллерна» похож на большой храм — имеет продольный и поперечный нефы. Бруно Мёринг решил оформить репрезентативный южный портал этого здания разноцветными витражными окнами и украсить другими элементами югендстиля из камня и дерева — уникальный пример в истории индустриальной архитектуры Европы.

Внутри зала прямо напротив бокового портала расположен своего рода алтарь — центральный пульт управления и панели контрольных инструментов, закрепленных на мраморных плитах — одновременно очень красивом и изолирующем материале.

Похожий пульт можно увидеть, например, на гидроэлектростанции около Хаймбаха в регионе Айфель, введенной в эксплуатацию в 1905 году и действующей до сих пор. В центре над приборами висят большие и очень красивые часы в стиле модерн — своего рода крест в этом храме труда.

Электрификация промышленности

«Цехе Цоллерн» стала первой полностью электрифицированной шахтой Рурской области. В восточной части зала первоначально находились две паровые установки, приводившие в движение электрические генераторы. Позже они были демонтированы за ненадобностью, когда в регионе создали надежную энергосистему.

В центре зала расположены два компрессора, подававшие под землю сжатый воздух для отбойных молотков. В западной части находятся две шахтоподъемные установки — моторы, приводившие в движение стальные тросы, протянутые отсюда через стену до колес шахтного копра.

Для работы машинистами этих подъемников подбирали особенно опытных и надежных людей — в частности, они должны были предоставлять справки об отсутствии судимости из полиции, не злоупотреблять алкоголем и так далее. Ошибка или невнимательность могли закончиться аварией и гибелью людей.

Один из компрессоров и обе шахтоподъемные установки, произведенные в 1902 году, находятся в полном исправном и рабочем состоянии, несмотря на то, что последние три десятилетия своей трудовой карьеры комплекс эксплуатировался на износ. При этом шахтоподъемные установки «Цоллерна» были самыми первыми полностью электрическими такими установками главной шахты во всей Европе!

Шахта становится памятником

После закрытия «Цоллерн» намеревались снести. Своим спасением этот удивительный памятник историзма и модерна обязан небольшой группе очень настойчивых и последовательных местных жителей. Важную поддержку этим энтузиастам оказала знаменитая супружеская пара — легендарные основатели концептуальной фотографии Бернд и Хилла Бехер (Bernd und Hilla Becher), прославившиеся своими проектами по документированию индустриальной архитектуры Рурской области.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle