73237986 403 Deutsche Welle ЕС-Китай-США

В поисках своего места в мире: ЕС балансирует между Китаем и США

Может ли Евросоюз доверять старому союзнику США после угрозы введения торговых пошлин? И является ли КНР для него альтернативой? Глобализация требует от стран ЕС, оказавшихся между двух огней, совместных действий.На фоне усиливающегося противоборства между Соединенными Штатами Америки и Китаем перед Евросоюзом все более остро встает вопрос, на кого можно положиться в быстро меняющемся мире — на старого союзника США, вводящего импортные пошлины на товары из ЕС, или на поднимающуюся коммунистическую КНР, которая демонстрирует желание установить более тесные связи с Брюсселем.

Век Тихого океана

Если в XX веке основное влияние на мировую политику оказывал Атлантический регион, то сейчас наблюдатели склоняются к тому, что в 2025 году такое влияние перейдет к Тихоокеанскому региону. Поэтому политологи уже назвали XXI век «веком Тихого океана».

США, по их оценке, вероятно, останутся сверхдержавой. Однако китайский лидер Си Цзиньпин хочет, чтобы к 2049 году — 100-летию основания КНР — она стала «сильной, демократической, цивилизованной и гармоничной могучей нацией социализма». В исследовании, проведенном в начале 2025 года, консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозирует, что в ближайшие 30 лет Китай обгонит США и станет самым экономически мощным государством в мире.

Борьба за роль доминирующей глобальной державы уже сегодня заметно влияет на наш мир. Вашингтон и Пекин — соперники в ней. Последствиями их противоборства являются торговая война, глобальное перевооружение и рост геополитической напряженности.

ЕС оказался между двух огней

США, указывают аналитики, действуют, используя право сильного, чтобы заставить все экономически слабые страны пойти на компромисс с ними в сфере торговле. В субботу, 12 июля, американский президент Дональд Трамп объявил о введении с 1 августа 30-процентных пошлин на импорт из ЕС. По данным dpa, сталь и алюминий не подпадают под действие этих тарифов, в отношении их уже действуют ранее введенные более высокие пошлины — в 50%. Кроме того, Соединенные Штаты наложили 25-процентные ввозные пошлины на автомобили и автозапчасти из Евросоюза.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) незамедлительно отреагировала на заявление Трампа, заверив, что для защиты интересов ЕС будут приняты «все необходимые меры», включая ответные пошлины. В то же время она добавила, что Брюссель готов работать над торговым «соглашением» с Вашингтоном. В понедельник, 14 июля, еврокомиссар ЕС по торговле Марош Шефчович сообщил, что хочет провести переговоры с американским коллегой.

Между тем капитаны немецкой экономики бьют тревогу. По словам Вольфганга Нидермарка (Wolfgang Niedermark), члена исполнительного совета Федерального объединения немецкой промышленности (BDI), грозящие странам ЕС тарифы могут нанести ущерб «экономическому восстановлению и инновационному потенциалу». Также, по его оценке, пострадает доверие к международному сотрудничеству. Будучи страной, экономика которой ориентирована на экспорт, ФРГ, как и Китай, существенно зависит от свободной торговли.

США — партнер, конкурент и соперник ЕС?

Теперь для Брюсселя встает вопрос, на кого можно положиться. На старого союзника США, который ставит барьеры на пути глобализации для своих единомышленников в Европе, или на поднимающийся коммунистический Китай, в данный момент стремящийся к более тесным связям с ЕС и Германией, несмотря на идеологические разногласия?

Являются ли нынешние Соединенные Штаты «партнером, конкурентом и соперником» для Европы? Паула Оливер Льоренте и Мигель Отеро-Иглесиас, эксперты по Китаю из испанского аналитического центра Elcano Royal Institute, поставили этот провокационный вопрос. Изначально вышеуказанная триада отражала европейскую характеристику сути отношений с Пекином, которая была включена в стратегию правительства ФРГ по Китаю, представленную в 2023 году.

«Однако ЕС с трудом удается увязать это концептуальное определение с конкретными унифицированными мерами, — пишут испанские эксперты. — Неуверенность стала определяющим фактором для стратегического позиционирования ЕС в контексте соперничества между США и Китаем».

Льоренте и Отеро-Иглесиас считают, что ЕС и США совершенно по-разному воспринимают угрозу, исходящую от Китая. Вашингтон, по их мнению, будет бороться с «гегемонистски настроенным конкурентом» и «экзистенциальной угрозой», а Брюссель, «напротив, стремится к сбалансированным отношениям с глобальным игроком». Поэтому Евросоюзу необходимо разработать дифференцированные стратегии для минимизации рисков, чтобы снизить критическую зависимость от Китая, советуют испанские аналитики.

«Исторический вызов» для Германии

В этом контексте «политика Дональда Трампа и конфликт между США и Китаем — это исторический вызов для Германии», отмечают эксперты по Китаю Клаудия Весслинг (Claudia Wessling) и Бернхард Барч (Bernhard Bartsch) из берлинского аналитического центра MERICS, занимающегося изучением КНР. По их словам, многолетняя уверенность в доверительном сотрудничестве с США пошатнулась, а вести дела с КНР как обычно больше невозможно.

Однако очевидно, что если Берлин слишком сблизится с Пекином, это разозлит Вашингтон, а США по-прежнему незаменимы для европейской послевоенной системы безопасности. После вторжения России в Украину важность американского военного присутствия в Европе стала для многих еще более очевидной. Весслинг и Барч полагают, что власти ФРГ находятся под беспрецедентным давлением, пытаясь найти свой путь в мире, на расклад сил в котором все больший отпечаток накладывает геополитика, в то время как немецкое общество становится все более поляризованным.

Однако, несмотря на интенсивно развивающиеся торгово-экономические связи, на политическом уровне отношения между Германией и Китаем также охладились. На прошлой неделе, например, в МИД ФРГ был вызван китайский посол в Берлине. Германия утверждала, что фрегат ВМС Китая атаковал лазером немецкий самолет-разведчик, участвующий в миссии ЕС Aspides по защите от нападений хуситов в Красном море. Пекин отверг все обвинения по этому поводу. Фрегат находился в Аденском заливе, а не в Красном море, заявило китайское Минобороны.

Стратегия правительства Германии в отношении Китая, одобренная в 2023 году, предусматривает снижение зависимости от Пекина, описываемое термином «дерискинг». В результате многие немецкие компании инвестировали в последние годы свои средства не только в Китае, но и в США.

Но теперь они осознали, что такая двойная стратегия «противоречит интересам экономики страны и потенциально может привести к кризису, характеризующемуся снижением экспорта и сокращением рабочих мест», указывают эксперты Весслинг и Барч из MERICS. Таким образом, уточняют они, претворение в жизнь лозунга «снижать риски, но правильным образом, может оказаться сложной задачей для правительства Германии».

Новое начало отношений между Брюсселем и Пекином?

В конце июля в Пекине пройдет саммит ЕС-Китай. Пекин, похоже, надеется на новый старт в отношениях с Евросоюзом. Власти США еще не объявили о введении импортных пошлин на товары из Китая. Но главные союзники Вашингтона в Азии — Япония и Южная Корея — с 1 августа должны будут платить их в размере 25%. Можно лишь догадываться, каков будет размер пошлин для китайского экспорта.

Торговая война между США и Китаем может привести к тому, что рынок ЕС будет вынужден поглощать избыточные китайские экспортные мощности. А Соединенные Штаты также могут квалифицировать продукцию, произведенную в ЕС за счет прямых инвестиций из КНР, как китайскую и потребовать в отношении нее высоких пошлин.

Паула Оливер Льоренте и Мигель Отеро-Иглесиас призывают все страны ЕС объединиться, чтобы уменьшить зависимость от Китая. У стран Евросоюза — разные отношения с США и Китаем, их экономическая взаимозависимость с крупнейшей и второй по величине экономиками мира различна. Эта, по выражению испанских экспертов, «врожденная неоднородность» приводит и к разным внешнеполитическим курсам.

«Партнерские отношения, в том числе с Китаем, крайне важны для ЕС. КНР должна открыть свой рынок для европейских компаний. А для этого нужны конкретные меры, а не просто обещания», — резюмируют Льоренте и Отеро-Иглесиас.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle