Бундестаг остановил выборы членов Конституционного суда, когда стало ясно, что одна из кандидатов не получит нужного числа голосов. Правые развернули против нее кампанию дезинформации.Всякий раз, когда в Германии говорят о кризисе демократии, ведущие политики, чтобы доказать обратное, с гордостью ссылаются на не подлежащую сомнению независимость «судей из Карлсруэ», как называют конституционных судей по месту их штаб-квартиры в городе на юге Федеративной Республики.
Федеральный конституционный суд является одним из самых уважаемых учреждений в Германии. Это хранитель основных прав: на уважение человеческого достоинства, на убежище, на свободу выражения мнений, свободу от дискриминации. Только Федеральный конституционный суд может принять решение о запрете политических партий. Его решения получают широкое признание и являются средством для исправления ошибок и недочетов в политике правящих партий.
Суд является одним из краеугольных камней немецкой демократии и символизирует действующее разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Он считается гарантом против любой политики, которая противоречит основным правам граждан.
Неудивительно, что сорвавшиеся выборы трех кандидатов в федеральные конституционные судьи вызвали большой резонанс в Германии.
Политические соперники не мешали выборам судей
Процесс заполнения судейских должностей носит сугубо политический характер. Всего в Конституционном суде ФРГ 16 судей. Половину из них назначает германский парламент — бундестаг, другую — представительство шестнадцати федеральных земель — бундесрат. Для утверждения судей требуется большинство в 2/3 голосов. Такая система должна гарантировать, что судьи назначаются избранными представителями народа.
Обычно кандидатов в КС в Германии не обсуждают так горячо и эмоционально, как, например, это происходит в США при назначении судей Верховного суда. Конечно, и здесь отдельные кандидаты также вызывали споры. Так случилось, к примеру, в 2011 году, когда речь шла об избрании конституционным судьей юриста Петера Мюллера (Peter Müller). Мюллер незадолго до этого ушел с поста премьер-министра федеральной земли Саар. В качестве премьера Мюллер, являвшийся членом консервативного Христианско-демократического союза (ХДС), активно выступал против закона об иммиграции, принятого «красно-зеленым» федеральным правительством. Тем не менее бундесрат, где были представители не только его партии, но и критикуемые им социал-демократы, и «зеленые», единогласно избрал его конституционным судьей.
Кандидат с безупречной репутацией
Фрауке Брозиус-Герсдорф (Frauke Brosius-Gersdorf), чья кандидатура на должность конституционного судьи вызвала острые споры в бундестаге — даже не политик, а известный ученый-юрист из Потсдамского университета. Профессор права, имеющая безупречную репутацию, занимается дискуссионными областями правоведения. Например, по проблемам прерывания беременности.
Как соотнести защиту жизни нерожденного эмбриона с защитой жизни матери? Как быть, если беременность ставит под угрозу здоровье матери? Если эмбрион в утробе имеет такое же право на защиту человеческого достоинства, как и его мать, то не превращается ли она в своего рода сосуд, теряя всякое самоопределение в отношении своего тела, поскольку обязана вынашивать ребенка?
Ее позиции по спорным вопросам нравятся не всем. Голосование в бундестаге, намеченное на 11 июля, было отменено в последний момент, когда стало ясно, что Брозиус-Герсдорф не наберет нужных двух третей голосов. Причем до этого многопартийная комиссия бундестага по выборам судей высказалась в поддержку кандидата.
Результат кампании дезинформации
Стал ли этот случай результатом хорошо спланированной кампании? Для управляющего директора берлинской консалтинговой сети Polisphere Филиппа Зельхоффа (Philipp Sälhoff) ответ однозначен: «Да, была кампания», — объяснил Зельхофф в интервью DW. Его агентство проанализировало 40 000 публикаций в социальной сети X в связи с выбором судьи. И сделало выводы о наличии всех элементов подготовленной кампании: «Онлайн-петиции, призывы к отправке писем членам бундестага, платная реклама, взаимодействие участников в социальных сетях с четкой целью: воспрепятствовать избранию кандидата».
При этом Зельхофф отделяет кампанию в соцсетях от освещения ситуации с Брозиус-Герсдорф в прессе. «Критическое политическое освещение не является частью кампании, но является законным и необходимым, когда речь идет о голосовании депутатов, например, конституционных судей», — указывает он. Проблема заключается в том, что кампания в социальных сетях проводилась манипулятивно, используя ложные утверждения и преувеличения.
Кампания дезинформации была особенно заметно в медиа-изданиях «новых правых», к примеру, на онлайн-платформе NIUS миллиардера Франка Готтхардта (Frank Gotthardt). В глазах многомиллионной аудитории Брозиус-Герсдорф заклеймили как «судью ужасов», противницу свободы слова и «крайне левую».
Когда выбор судьи был остановлен, главный редактор NIUS Юлиан Райхельт (Julian Reichelt) не скрывал ликования: «Это хороший день для нас: люди осознали, что есть новые СМИ, которые не участвуют в игре политико-медийного комплекса!» Кампания клеветы стала успехом правых в борьбе со серьезными СМИ.
Опасная тенденция
Исполнительный директор Polisphere Зельхофф видит в этом опасную тенденцию. «Дело не в том, что такого рода СМИ влияют на общественное мнение в Германии — они делают это уже очень давно. Но за короткий срок создать ситуацию, в которой федеральное правительство фактически на голом месте выставляется в неприглядном свете в глазах немецкой и международной общественности — это, конечно, успех», — заявил он в интервью DW.
Но в то же время решение парламента остается решением свободно избранных депутатов. А очернительные кампании — это часть политического бизнеса. Они регулярно ведутся против парламентариев разного политического толка.
Христианский демократ и бывший конституционный судья Петер Мюллер жестко раскритиковал поведение своих однопартийцев, намеревавшихся голосовать против Брозиус-Герсдорф. «Это вопиющий провал руководства ХДС, — заявил он в интервью Süddeutsche Zeitung. — Ничего подобного не должно происходить». Особенно, если учесть, что незадолго до назначенных выборов федеральный канцлер Фридрих Мерц (Friedrich Merz) и председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Йенс Шпан (Jens Spahn) дали понять, что ожидают одобрения кандидатуры.
Что будет с кандидатурой Брозиус-Герсдорф?
До дальнейшего уведомления вопрос о выборах новых конституционных судей снят с повестки дня бундестага. Фрауке Брозиус-Герсдорф прокомментировала обвинения в свой адрес в телеинтервью. Она отвергла обвинения в политическом активизме и радикализме, и попыталась объяснить свои позиции с профессиональной точки зрения
Что теперь будет с ее кандидатурой? Как только возникнет угроза репутации высшего суда Германии, «я не буду настаивать на своей кандидатуре», — заявила 54-летняя юрист.