Site icon SOVA

Может ли Фицо стать адвокатом Лукашенко в ЕС?

dw l rgb whitebg Deutsche Welle Фицо-Лукашенко

Словакия возвращает посла в Минск, а МИД страны говорит о возможном диалоге с властями Беларуси.После возвращения Роберта Фицо на пост премьер-министра Словакия начала менять риторику в отношении Беларуси. В Минск снова направлен посол, а МИД заявляет о важности диалога с властями РБ. Некоторые эксперты рассматривают Словакию как потенциального союзника Лукашенко в ЕС. Однако аналитики указывают на ограниченность такого сближения. ЕС по-прежнему воспринимает Беларусь как источник угрозы, а не как партнера.

Новый старый посол

До 2024 года Словакия была последовательным критиком режима Лукашенко. Лидер оппозиции Светлана Тихановская несколько раз посещала Братиславу, встречалась с предыдущим словацким президентом и членами правительства. Осенью 2023-го Беларусь закрыла посольство в Словакии. Последним послом был Игорь Лещеня: он поддержал белорусов, вышедших на протесты в 2020 году, и вскоре подал в отставку.

В конце 2023 года на парламентских выборах в Словакии победила левоцентристская партия «Направление — социальная демократия» во главе с Робертом Фицо, который в четвертый раз стал премьер-министром. Политик известен своими пророссийскими взглядами — например, он критикует военную помощь Украине.

Александр Лукашенко встречался с Фицо в Минске в ноябре 2016 года, когда Словакия председательствовала в ЕС. Также у него был короткий разговор с лидером Словакии 9 мая этого года в Москве. Он похвалил Роберта Фицо за то, что тот приехал на военный парад, несмотря на то, что несколько европейских стран закрыли небо для его передвижения.

Вскоре Словакия решила вернуть посла в Беларусь. «Мы хотим восстановить конструктивный диалог с белорусами как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, поскольку сегодня необходимо предоставить пространство дипломатии, диалогу и переговорному процессу, чтобы достичь первых результатов, например, в чрезвычайно важном мирном переговорном процессе и как можно более раннем завершении войны в Украине», — сказал министр иностранных дел Юрай Бланар.

В Минск отправили Йозефа Мигаша — он уже работал в Беларуси в 2016-2020 годах. Он подал в отставку после того, как МИД страны раскритиковал его за участие в параде по случаю Дня Победы в разгар пандемии коронавируса. Зато Александр Лукашенко наградил его орденом Франциска Скорины.

«Я решил, что приеду обратно и постараюсь наладить отношения между Беларусью и Словакией, как было раньше, — заявил дипломат. — Я просто не понимаю, почему мы, славянские народы, близкие по истории, по языку, должны быть недружественными странами. Это глупость. И президент, и правительство хотели, чтобы я приехал в Минск».

При этом посол пожаловался на санкции ЕС, из-за которых он был вынужден ехать в Беларусь на собственном автомобиле (авиасообщение между Беларусью и ЕС приостановлено). Словакия как член ЕС пока входит в Беларуси в число иностранных государств, совершающих «недружественные действия» в отношении белорусских компаний и граждан. Это вторая страна ЕС, представленная в Минске на уровне посла. Первой является Венгрия.

Прагматизм вместо моральной оценки

Словацкий политолог Балаш Ярабик в статье Carnegie Politika призывал отойти от «морально обусловленного» подхода к Беларуси и начать руководствоваться геополитическим реализмом. «Если продолжать рассматривать Беларусь как моральный вопрос, а не как геополитическую проблему, ЕС рискует стать неактуальным в регионе, где результаты будут определяться рычагами влияния, а не настроениями в обществах», — считает эксперт.

Он подчеркивает, что Литва и Польша оказывают неизменную поддержку белорусской оппозиции и выступают против любого взаимодействия с минским режимом, хотя «даже некоторые деятели оппозиции в изгнании начинают переходить к более прагматичной линии, подчеркивая, что главное — освободить политзаключенных и чтобы белорусская государственность сохранилась».

Словацкий политолог считает, что ЕС должен переоценить свой подход к Беларуси, как это уже делают в Вашингтоне. «Эволюция в политике США отражает более широкую стратегическую переоценку: имеющийся подход, направленный на поддержку демократической оппозиции, не привел к значительным переменам. Этот сдвиг обусловлен желанием остановить войну в Украине, обеспокоенностью по поводу усиления роли Китая в Евразии, в том числе в Беларуси. Цель — не в нормализации отношений с Минском, а в достижении гуманитарных результатов дипломатическими средствами, снижении российского влияния и сохранении пространства для будущей дипломатии», — отмечает Ярабик.

Может ли Словакия помочь Лукашенко?

Несмотря на попытки использовать ситуацию с новыми правительствами в странах ЕС, таких как Словакия или Венгрия, режим Лукашенко остается скорее ситуативным партнером, чем настоящим союзником, считает политический аналитик Вадим Можейко.

Минску удается временно находить общий язык с отдельными странами, но это скорее символические жесты. «Та же Словакия может где-то поддержать идею диалога, но это не означает готовность лоббировать интересы белорусского режима всерьез и надолго. Пример Исландии, которая сначала вела себя сдержанно, а затем резко изменила курс, лишив бизнесмена Мошенского статуса почетного консула, показателен: даже ситуативная лояльность легко сменяется дистанцированием, если этого требуют более широкие внешнеполитические и экономические обстоятельства. Влияние Минска на эти процессы крайне ограничено».

Эксперт констатирует, что, даже если в ЕС возникают идеи «перезагрузки» отношений с Беларусью, они быстро разбиваются о реалии. Проблема не только в авторитарном характере режима, но и в серьезных угрозах безопасности: участие Беларуси в российской военной агрессии, инцидент с самолетом Ryanair, миграционный кризис на границе с Евросоюзом. «Все это делает любые попытки сближения токсичными, — отмечает политический аналитик. — Прагматичный подход ЕС сегодня означает не диалог, а строительство реальных барьеров — вплоть до минирования границ и выхода из международных соглашений, ограничивающих такие действия».

Так, Словакия сняла блокировку 18-го пакет санкций ЕС против России. Фицо сообщил, что договорился с председателем Еврокомиссии о гарантиях в вопросе поставок газа.

Exit mobile version