Бездетные жители Германии платят больший взнос по страховке на случай необходимости ухода, чем те, у кого есть дети. DW рассказывает, почему так.В Германии есть финансовый механизм, который фактически «наказывает» бездетных — формально это не называется налогом, суть остается той же. В стране действует государственная система страхования на случай необходимости ухода за пожилыми или больными (Pflegeversicherung). Взносы в нее платит большинство взрослых жителей ФРГ.
С января 2025 года общий базовый взнос составляет 3,6 процента от зарплаты. А если у жителя нет детей — то он вдобавок к этому платит еще 0,6 процента (что называется Kinderlosenzuschlag), итого 4,2 процента. Эта разница может показаться небольшой, но за годы трудовой жизни она выливается в ощутимые суммы. Причем этот «дополнительный сбор» в 0,6 процента платится исключительно самим застрахованным работником — работодатель в том участия не принимает. Исключений по личным обстоятельствам, например, если человек бесплоден или просто пока не встретил подходящего партнера, норма не предусматривает.
Освобождены от «сбора» только жители младше 23 лет, а также рожденные до 1940 года, военнослужащие и получатели пособий по безработице. Родительский страховой взнос с одним ребенком остается постоянным — 3,6 процента, для мам и пап двух и более детей действует прогрессивная шкала «скидок»: то есть чем больше у вас детей, тем ниже процент по страховке.
Но все это работает, пока вашему ребенку не исполнилось 25 лет — и когда он перешел этот рубеж, вы снова должны будете платить дополнительные 0,6 процента «сбора». И пока одни просят сделать «скидку» для родителей постоянной, другие настаивают на том, что она как явление дискриминирует бездетных.
Поощрение для родителей?
Родители вносят особый вклад в устойчивость системы страхования по уходу за людьми, постановил Федеральный конституционный суд Германии еще в 2001 году. Идея такая: дети — будущие налогоплательщики и участники системы ухода, значит, те, кто их воспитывает, помогают всей стране. Вот и должны платить меньше взносов. Те же, кто не вносит «демографический вклад», напротив, обязаны компенсировать это повышенным взносом — для солидарности. Такой механизм ввели в 2005 году.
«В принципе справедливо, что бездетные платят более высокие взносы, поскольку они, как правило, обходятся системе страхования на случай ухода дороже», — объяснял Мартин Вердинг (Martin Werding), профессор социальной политики и государственных финансов Рурского университета Бохума в интервью Business Insider. «Те же, у кого есть дети, как правило, снижают будущие расходы системы ухода. Поскольку в семьях с детьми уход чаще осуществляется своими силами, и чаще используются амбулаторные, а не стационарные услуги», — добавил Вердинг.
А премьер-министр федеральной земли Саксония-Анхальт Райнер Хазелофф (Reiner Haseloff) даже предлагал еще снизить социальные взносы для родителей. Его поддерживают и другие представители консервативного лагеря, которые видят в снижении нагрузки на семьи способ противостоять демографическому спаду.
Наказание для бездетных?
Примерно 20 процентов жителей Германии хотели бы иметь детей, но у них малышей пока нет. Это показал опрос дейтингового портала Parship. Каждый пятый респондент отказывается от родительства из-за финансовой нестабильности, каждая десятая женщина опасается, что из-за материнства пострадает ее карьера. А четыре из десяти респондентов-мужчин говорят, что не встретили подходящую спутницу жизни. Около пяти процентов всех опрошенных сказали, что бесплодны. Исследование германского министерства по делам семьи также показало, что 50 процентов женщин и 43 процента мужчин чувствуют социальное давление и стигматизацию из-за отсутствия детей.
«Налог на бездетность» критиковали отдельные представители левых, а также «зеленых» и либералов. Так, в Левой партии считают норму дискриминационной и предлагают поддерживать семьи с детьми другими способами — через налоговую и социальную политику. Аргумент о том, что бездетные не вносят вклад в будущее пожилых людей, слишком однобок: по сути, он разделяет людей, пишет в своей колонке для Tagesspiegel журналистка Ариане Беммер (Ariane Bemmer). Она ругала намерения повысить «налог на бездетность», называя это «выставлением счета за нежелательное поведение».
Было и несколько судебных разбирательств: жители жаловались на то, что «налог на бездетность» их дискриминирует. До сих пор все суды защищали эту норму: и не делали исключений даже для бесплодных, заявляя, что причина бездетности не имеет значения. Тем временем социальный союз VdK требует в суде противоположного — пожизненного снижения «уходовых» взносов для родителей с детьми, независимо от возраста последних. Решение еще не вынесено.