dw l rgb whitebg Deutsche Welle политзаключенная

Экс-политзаключенная: Родственники не сразу узнали, где я нахожусь

Галина Краснянская приехала из Швеции в Беларусь, чтобы навестить отца, и оказалась в тюрьме. История ее заключения и освобождения — на DW.»Из всего надо извлекать положительные моменты. Главное в тюрьме — сохранить свое физическое и моральное здоровье», — говорит 68-летняя экс-политзаключенная Галина Краснянская. Она вышла на свободу 21 июня 2025 года — в числе 14 помилованных Александром Лукашенко после визита в Минск спецпредставителя президента США Кита Келлога. Галина провела в заключении два года и два месяца — почти половину присужденного ей срока.

«Это было похищение»

Галина Краснянская живет в Швеции более 20 лет. Она — одна из основателей объединения белорусской диаспоры. Галина довольно часто бывала в Беларуси, навещала отца. Во время одного из визитов, 27 апреля 2023 года, женщину задержали.

«Я должна была в этот день уезжать, собиралась через десять минут вызывать такси, — вспоминает героиня. — Если честно, я не знаю причину, по которой ко мне пришли».

По словам собеседницы, задерживать ее приехали пять силовиков. Они провели обыск, изъяли технику, Галину отвезли в КГБ. «В моем случае это было похищение чистой воды. Мои родственники девять дней не знали, где я нахожусь, при том, что следователь сразу нашел данные матери моей невестки», — рассказывает белоруска. По словам Галины, ее родные даже подали заявление в розыск.

Изначально Краснянской вменяли участии в протестах 2020 года (ст. 342 УК РБ), но после обвинение изменили на «участие или подготовку к участию гражданина РБ на территории иностранного государства в военных действиях без уполномочения государства» (ст. 361-3 УК РБ) — якобы за пожертвования белорусам, воюющим на стороне Украины.

Галина рассказывала журналистам, что в основу обвинения легла переписка с украинкой, которая сообщала ей, что идет сбор денег на беспилотники для Украины, никаких банковских выписок в деле не было.

В СИЗО КГБ «сидят приличные люди»

«Меня отправили в СИЗО КГБ. Там действительно приличные люди: культуролог, студентка БГУ, менеджер. Мы с ними общались и поддерживали друг друга», — вспоминает собеседница.

За время своего заключения Галина успела побывать в четырех белорусских СИЗО. В каждом — свои правила и ограничения. К примеру, в СИЗО КГБ заключенных поднимали раньше времени, чтобы они смогли послушать белорусский гимн. В Жодино, как и позже в колонии, не разрешали лежать днем на кровати.

12 января 2024 года Галину приговорили к пяти годам лишения свободы. Не дождавшись решения по апелляции, женщину отправили в Гомель — ближе к колонии, где она должна была отбывать наказание. 3 мая 2024 Краснянскую внесли в «список экстремистов».

Галина — пенсионерка, поэтому в колонии ей не нужно было работать на фабрике либо дежурить в отряде. «За счет пенсионеров там существуют, потому что мы оплачиваем питание, содержание, электричество, проживание, форму, — обращает внимание собеседница. — И они берут с пенсионеров в первую очередь, потому что у них есть средства. А на фабрике человек получает рубль пятьдесят». Такой труд собеседница называет рабским и говорит, что нужно рассказывать о том, как в Беларуси эксплуатируют заключенных.

«Зачем себя оговаривать?»

Галина провела в заключении более двух лет. Периодически ей предлагали написать прошение о помиловании. «Я сказала, что в размышлениях. Зачем я должна себя оговаривать? Я счастлива, что мне не пришлось этого делать», — признается женщина.

21 июня 2025 года Краснянскую и еще 13 политзаключенных освободили после визита в Беларусь спецпредставителя президента США Кита Келлога.

Галина до последнего момента не знала, что ее выпустят: «Приехали из Минска за нами. Выводят вещами, предлагают поставить их в микроавтобус, надевают наручники, сажают в микроавтобус, надевают мешок на голову. И так вы едете три часа. Две пенсионерки (речь также о бывшей политзаключенной Наталье Дулиной. — Ред.) везут с мешками на голове. А если бы вдруг случился инфаркт у кого-то? Что бы они делали?»

После ночи в СИЗО КГБ женщинам вновь надели мешки на голову, наручники и куда-то повезли. «Я думала: если едем недолго, значит в сторону Литвы», — рассказывает Галина.

Недалеко от границы с узников сняли мешки и пересадили их в машину посольства США. «Перекличку сделали. Я услышала фамилию Тихановский. Думаю, это тот самый Тихановский! Обернулась, но мужчину, которого я увидела, не узнала», — отмечает собеседница. После к узникам подошли двое американцев и сообщили, что правительство США их освободило.

Галина не знает, как попала в число освобожденных, но предполагает, что за нее боролась ее «новая родина» — Швеция: «Они постоянно что-то предпринимали, но очень сложно переломить ситуацию. Видимо, как раз у американцев получилось. Я очень удивилась, что оказалась в этой группе (освобожденных. — Ред.). Вы спрашиваете, какие меня были чувства? Никаких. Вот выехали, и слава Богу».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle