Site icon SOVA

Эксперт: Закон о НАБУ может сорвать вступление Украины в ЕС

dw l rgb whitebg Deutsche Welle НАБУ

Принятие в Украине нового закона, ограничивающего независимость Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), шокировало Брюссель. Ведь в Европейском Союзе постоянно напоминали, что реформа в сфере борьбы с коррупцией — обязательное условие для вступления Украины в ЕС и основа многостороннего сотрудничества.

Может ли новый закон повлиять на готовность ЕС продолжать оказывать стране финансовую и военную помощь Украине и как его принятие может изменить ход переговоров о членстве Украины в Евросоюзе? На эти вопросы DW ответила Ионела Мария Чиолан, научная сотрудница по вопросам внешней политики, безопасности и обороны Центра европейских исследований имени Вилфрида Мартенса в Брюсселе.

DW: Насколько серьезен риск того, что после принятия закона, ограничивающего независимость НАБУ и САП, открытие переговорных кластеров с Украиной будет заблокировано?

Ионела Мария Чиолан: Борьба с коррупцией и соблюдение принципа верховенства права являются основополагающими основами процесса европейской интеграции Украины и главными среди семи критериев, определенных Еврокомиссией для продвижения заявки Киева на членство в ЕС. Однако недавно принятый закон, похоже, приостанавливает антикоррупционную повестку дня Украины и может сорвать открытие первого кластера переговоров о вступлении — кластера «Основы», который включает такие ключевые разделы, как «Судебная система и основные права» и «Правосудие, свобода и безопасность». Прогресс в этом кластере является критически важным, поскольку он оказывает непосредственное влияние на общий темп переговоров о вступлении.

Предыдущие оценки Европейской комиссии признавали прогресс Украины в реформах верховенства права, в частности, высоко оценивали работу НАБУ и САП за их независимые мандаты и соответствие международным стандартам. И хотя Украина достигла важных этапов в борьбе с коррупцией,новый закон может свести на нет весь прогресс, достигнутый за последнее десятилетие.

Фактически Украина сама дала в руки «козырь» тем, кто был скептически настроен относительно ее членства в ЕС, и теперь у Брюсселя не будет политической воли для поиска путей обхода венгерского вето, которым премьер Орбан заблокировал открытие первого переговорного кластера с Киевом?

— Да, в Брюсселе обеспокоены тем, повысит ли новый закон эффективность и прозрачность системы или подорвет ее. И этот шаг (принятие закона, ограничивающего независимость НАБУ и САП. — Ред.) рискует дать еще один повод европейским лидерам и государствам-членам, утверждающим, что Украина еще не готова к ускоренной интеграции в ЕС. В этом контексте закон можно расценить как саботаж Украиной ее же собственных усилий на пути вступления в ЕС.

— Почему первая реакция Брюсселя на принятие и подписание этого закона была столь медленной? Правда ли, что в ЕС действует мораторий на критику Украины?

— Я бы не назвала реакцию Брюсселя медленной. Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос публично выразила обеспокоенность сразу после принятия законопроекта. Темп, с которым действовал украинский парламент, удивил многих, включая Брюссель. Но реакция ключевых институтов ЕС была быстрой и однозначной. Марта Кос отметила потенциальный ущерб этого закона для антикоррупционной системы Украины, предупредив, что он может существенно ослабить НАБУ и САП, которые являются ключевыми органами для реформ в сфере верховенства права в Украине.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен(Ursula von der Leyen) также выразила свою глубокую обеспокоенность и попросила разъяснений от украинского правительства. Месседж из Брюсселя был последовательным: не может быть компромиссов, когда речь идет о верховенстве права и борьбе с коррупцией. Это условия для членства в ЕС, которые не подлежат обсуждению, оно важно также для восстановления и демократического будущего Украины.

Что касается информации о якобы моратории на критику Украины, то это не совсем соответствует действительности. ЕС продолжает твердо стоять на стороне Украины в борьбе с российской агрессией. Но поддержка — не означает молчания по принципиальным вопросам. Когда реформы отступают или возникают риски разрушения демократических стандартов, ЕС говорит свое слово, и этот случай не исключение.

— Существует ли риск того, что Киев потеряет безвизовый режим с ЕС?

— Непосредственной угрозы безвизовому режиму нет, но беспокойство Брюсселя растет. Европейский совети Европарламент недавно приняли более строгие правила, позволяющие приостановить или отменить безвизовый режим, если страна-партнер демонстрирует серьезный откат от демократии.

Хотя Украина все еще отвечает техническим стандартам ЕС, однако принятие противоречивого закона, ослабляющего ключевые антикоррупционные институты, может повлечь за собой проблемы уже в ближайшее время. Есть очень четкая позиция Брюсселя: безвизовый режим — это привилегия, которая зависит от постоянного уважения к ценностям ЕС, включая независимость судебной власти и верховенство права.

— Могут ли у Украины возникнуть проблемы с финансовой и военной поддержкой ЕС?

— Что касается финансовой и военной поддержки, то здесь ЕС преданно придерживается своих обязательств. Европейские партнеры активизируют свои усилия, чтобы компенсировать потенциальные пробелы (в военной помощи. — Ред.), особенно учитывая рост неопределенности по выделению помощи от США. Однако эта поддержка не безусловна. Руководство ЕС, в частности, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, четко дали понять, что обязательства Украины по реформам, особенно в борьбе с коррупцией, непосредственно связаны с будущим финансированием и более глубокой интеграцией. Любое нарушение этих обязательств может поставить под угрозу доверие и ресурсы ЕС.

Поэтому, хотя немедленная приостановка помощи со стороны ЕС не предусматривается, Украина должна действовать быстро, чтобы восстановить доверие, защитив независимость своих антикоррупционных институций. Ставки как политические, так и экономические высоки.

Exit mobile version