Перемирие в Эс-Сувейде соблюдается, но конфликт между друзами и бедуинами далек от завершения. В качестве меры предосторожности сирийские власти 20 июля начали эвакуацию семей бедуинов, сообщает сирийское государственное информационное агентство SANA. Из южного сирийского города в общей сложности были вывезены 1500 человек.
По данным базирующегося в Лондоне Сирийского наблюдательного совета по правам человека (SOHR), с момента начала кровавого конфликта между друзами и бедуинами почти десять дней назад в регионе погибло более 1250 человек.
Среди погибших, утверждают правозащитники, более 600 жителей провинции Эс-Сувейда. 194 человека были казнены в ходе упрощенных судебных процессов силами министерства обороны и министерства внутренних дел Сирии. Кроме того, были убиты более 400 военнослужащих правительственных войск и 23 бедуина. Как сообщает SOHR, трое мирных жителей-бедуинов, предположительно, были казнены боевиками-друзами. Конфликт в Эс-Сувейде оказывает серьезное давление на нынешнего политического лидера Сирии Ахмеда аш-Шараа.
Алавиты и Асад
Первоочередной задачей для временного президента Сирии должно стать примирение различных групп населения. Это тем более важно, что в марте этого года произошли ожесточенные столкновения между алавитами и джихадистами, в рядах которых, по всей видимости, были военнослужащие правительственных войск. Погибло более 1300 человек.
Семья Асадов также происходит из алавитов. Многие сирийцы считают алавитов сторонниками свергнутого режима. Расследование мартовских событий, начатое правительством, все еще продолжается.
Аш-Шараа столкнулся с серьезными вызовами, сказал DW эксперт по Ближнему Востоку и политический консультант Карстен Виланд (Carsten Wieland). Последние события повлияли на стремление Аш-Шараа стать президентом всех сирийцев без исключения в единой стране, объединяющей все этнические группы.
Силы безопасности вышли из-под контроля?
«Многие сирийцы все более скептически относятся к государству, которое, по всей видимости, не контролирует собственные силы безопасности. Поэтому крайне важно как можно скорее опубликовать отчет о расследовании насилия в отношении алавитов. Публично объявить, кто за это отвечает, и привлечь их к ответственности», — уверен Виланд.
Это необходимо сделать как можно скорее, считает Ронья Херршнер (Ronja Herrschner), политолог из Университета Тюбингена. Сирии еще предстоит пройти долгий путь, говорит она DW. «Тем не менее, я слышала, что, несмотря на все свои недостатки, у аш-Шараа по-прежнему довольно высокий рейтинг, по крайней мере, среди суннитов. Его по-прежнему воспринимают как освободителя Сирии от режима Асада. Именно поэтому он продолжает пользоваться определенным доверием среди суннитов. Однако это не обязательно относится к представителям меньшинств», — указала политолог.
Давление с разных сторон
Согласно комментарию в арабоязычной газете Sharq al-Awsat, на временное правительство Сирии оказывается давление одновременно с двух сторон. Первая состоит из бывших сторонников свергнутого режима Асада, проиранских сил и преступных организаций, в основном занимающихся наркоторговлей. Вторая — выходцы из рядов нынешнего сирийского режима, активно разжигающие кризис. Это, в первую очередь, джихадистские силы, которые могут втянуть власти в конфронтацию с местными группировками, отмечает газета. Что, в свою очередь, может подтолкнуть внешние силы к разжиганию новой гражданской войны в Сирии.
На самом деле, по словам Карстена Виланда, власть президента аш-Шараа не имеет широкую и прочную основу. В его подчинении находятся лишь небольшие профессиональные силы. Вместо этого чрезвычайно высока доля радикально настроенных молодых боевиков, придерживающихся сектантских или салафитских взглядов и сильно радикализованных гражданской войной. «Это опасная часть нынешнего молодого поколения. Они представляют собой политическую реальность. И вопрос в том, как аш-Шараа избавится от этих людей, не став их жертвой», — отмечает политолог. К этому добавляются иностранные джихадисты, продолжает Виланд. Президент также не контролирует их. «Наконец, есть также часть суннитских бедуинов, бойцы, которые теперь хотят отомстить меньшинствам. Правительству предстоит быстро взять их под контроль», — поясняет он.
США и страны Персидского залива не видят альтернативы аш-Шараа
США, а также некоторые страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, продолжают поддерживать аш-Шараа, говорит Ронья Херршнер. «США в среднесрочной перспективе, если это возможно, хотели бы вывести свои войска из Сирии. Конечно, при условии сохранения политической стабильности в стране», — говорит она. В настоящее время США считают, что именно президент аш-Шараа с наибольшей вероятностью может это гарантировать.
«То же самое относится и к государствам Персидского залива», — продолжила Херршнер. «Они, естественно, заинтересованы в стабильности в Сирии. И именно поэтому также полагаются на аш-Шараа. Карстен Виланд придерживается аналогичной точки зрения. При этом, по его мнению, Израиль сегодня преследует противоположную цель: ослабить страну. «Это должно вызвать тревогу в регионе, где широко распространен такой феномен как развал государственных структур и гражданские войны», — указывает он.
Именно поэтому США выступают против действий Израиля в Сирии. Совсем недавно Израиль вмешался в конфликт вокруг Эс-Сувейды на стороне друзов, но затем согласился на прекращение огня с сирийским правительством. Распад страны не отвечает интересам ни США, ни Европы, говорит Виланд. «Потому что ни одна из этих стран в настоящее время не видит альтернативы правительству аш-Шараа», — уверен политолог.