Президент США Трамп примет в Белом доме наследного принца Саудовской Аравии бен Сальмана. По словам экспертов, стороны обсудят вопросы обороны, ядерной энергетики, ИИ и перемирия в секторе Газа.От визита наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана в США, где его во вторник, 18 ноября, примет президент Дональд Трамп, наблюдатели ожидают двух ключевых результатов — дружеской атмосферы и ряда подписанных документов. «Обе стороны захотят заключить крупную сделку или соглашения, которые покажут, что переговоры завершились грандиозным успехом», — поделился с DW Нил Куиллиам, научный сотрудник программы по Ближнему Востоку и Северной Африке лондонского аналитического центра Chatham House.
Бен Сальман возвращается на политическую сцену в Вашингтоне
Для принца бен Сальмана эта поездка, по оценкам аналитиков, знаменует собой окончательное возвращение на политическую сцену в Вашингтоне. Его последний визит в Соединенные Штаты в 2018 году был омрачен бурным возмущением, вызванным убийством критика саудовских властей Джамаля Хашогги, которое произошло в консульстве королевства в Стамбуле. Широко распространено мнение, что за убийством журналиста стоит Саудовская Аравия .
С тех пор ее двусторонние связи с США в значительной степени восстановились. Трамп, вернувшись в Белый дом в январе 2025 года, первый зарубежный визит совершил в Эр-Рияд, где объявил об инвестициях в размере 600 миллиардов долларов, которые саудовцы вложат в американскую экономику.
На этот раз в Вашингтоне стороны, вероятно, обсудят вопросы искусственного интеллекта (ИИ), инвестиций и сотрудничества в области обороны, безопасности и ядерной энергетики с учетом нестабильной ситуации на Ближнем Востоке. В июне Израиль и США нанесли авиаудары по ядерным объектам Ирана. В сентябре израильтяне атаковали находившихся в Катаре представителей руководства радикального палестинского движения ХАМАС. А в октябре хрупкая договоренность о прекращении огня между ХАМАС и Израилем, достигнутая при посредничестве США, положила конец почти двухлетней войне в секторе Газа.
Гарантии безопасности Эр-Рияду и его отношения с Израилем
«Принц бен Сальман захочет заключить соглашение о безопасности, которое будет как минимум столь же хорошим, как и то, что Трамп подписал с Катаром», — прогнозирует Куиллиам из Chatham House. В сентябре, после атаки Израиля на лидеров ХАМАС, находившихся в Дохе, Трамп заключил двусторонние договоренности с Катаром, предоставив ему гарантии безопасности. Поскольку этот договор был введен в действие исполнительным указом президента, он не требует ратификации Сенатом, а значит, вероятно, срок его действия истечет после окончания второго президентства Трампа.
«Разработка оборонного пакта ведется уже как минимум три года, но необходимо ее ускорить, поскольку катарцы добились этого первыми», — указал в интервью DW Майкл Стивенс, старший советник по безопасности на Ближнем Востоке лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI).
До нападения террористов ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года, которое спровоцировало войну в секторе Газа, Израиль и Саудовская Аравия, предположительно, были на грани подписания — при посредничестве США — договоренности о нормализации отношений, которая должна была стать частью так называемых Соглашений Авраама. Другие арабские государства, включая Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Судан и Марокко, уже сделали это в 2020 и 2021 годах в рамках данных соглашений.
Для Саудовской Аравии та несостоявшаяся сделка была бы, скорее, трехсторонней, в рамках которой США предоставили бы королевству гарантии безопасности — защиту и поддержку, аналогичные тем, что страны-члены НАТО получают от альянса. Частью того документа была бы и саудовская мирная ядерная программа.
Однако с началом войны в секторе Газа Эр-Рияд исключил подписание соглашения с Израилем до тех пор, пока не будет найдено надежного пути к решению конфликта на Ближнем Востоке на основе принципа «двух государств для двух народов». Иными словами, рядом с Израилем должно быть создано независимое палестинское государство. Такой план, однако, был публично отвергнут израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху.
Несмотря на это сохраняющееся противоречие, Дональд Трамп неоднократно заявлял, что, по его мнению, Саудовская Аравия, в конечном итоге, станет участницей Соглашений Авраама. В телеинтервью в ноябре Трамп предсказал, что Эр-Рияд вскоре присоединится к этим договоренностям — независимо от прогресса относительно создания палестинского государства. Тем не менее Нил Куиллиам утверждает, что «Трамп сейчас не добьется от саудовцев обязательства нормализовать отношения с Израилем».
Помогут ли саудовцы мирному процессу в Газе?
Вместо этого, считает Куиллиам, во время встречи в Вашингтоне с принцем бен Сальманом американский лидер будет добиваться от Саудовской Аравии обязательства поддержать инициированный Белым домом мирный процесс в секторе Газа — не только политически, но и финансово, помогая восстановлению палестинского эксклава и предлагая помощь Сирии.
С другой стороны, Эр-Рияд будет настаивать на решительной поддержке США создания палестинского государства, а также на обязательстве перевести прекращение огня между Израилем и ХАМАС во «вторую фазу». Этот этап должен включать в себя вывод израильских войск из сектора Газа, разоружение ХАМАС, создание переходного правительства и размещение в Газе многонациональных сил безопасности.
«Предлагая обязательства Соединенных Штатов по обеспечению безопасности, Трамп рассчитывает на то, что интеграция Израиля в регион снова станет предметом обсуждения и что, в конечном счете, будет достигнута нормализация отношений израильтян с Эр-Риядом», — добавил Куиллиам из Chatham House.
Эр-Рияд может примкнуть к США в глобальной технологической конкуренции
«Подозреваю, что будет также разговор о мирной ядерной энергетике», — отмечает Майкл Стивенс из RUSI. По его оценке, США обеспокоены недавним оборонным соглашением, подписанным Саудовской Аравией с Пакистаном, и тем, включает ли оно ядерный аспект. «Не думаю, что американцы хотели бы, чтобы Саудовская Аравия шла своим собственным неконтролируемым путем (в этой сфере. — Ред.)», — уточнил Стивенс.
Помимо ядерной проблематики, Вашингтон, как ожидается, поднимет тему искусственного интеллекта (ИИ). По выражению эксперта RUSI, «Трамп хочет знать, какова позиция Эр-Рияда по поводу инвестиций в Соединенных Штатах в развитие технологии ИИ или в американские исследовательские центры на территории Саудовской Аравии». Стивенс также полагает, что хозяин Белого дома надеется заручиться обязательством Эр-Рияда примкнуть к США в глобальной технологической конкуренции, особенно в продолжающейся «войне компьютерных чипов» и гонке в области ИИ.
В рамках амбициозной программы экономических реформ Vision 2030 Саудовская Аравия стремится диверсифицировать источники своих доходов и создать собственную индустрию искусственного интеллекта .
США и Саудовская Аравия: тесные связи, несмотря на разногласия
При сохраняющихся на сей счет разногласиях стороны, вероятно, разойдутся во мнениях по вопросу объемов добычи нефти. США хотели бы видеть их увеличение, в то время как Эр-Рияд «хочет ввести мораторий на рост добычи, поскольку цена на нефть не соответствует ожиданиям саудовцев», прогнозирует Майкл Стивенс.
Другим спорным вопросом может стать ситуация с правами человека в Саудовской Аравии. Однако Стивенс не думает, что имеющиеся здесь различия омрачат переговоры в Белом доме. «Я считаю, это будет очень продуктивная и дружеская встреча. Посмотрим, к чему она приведет, поскольку им (Трампу и принцу бен Сальману. — Ред.) предстоит решить множество геополитических вопросов», — заключил Стивенс.















