Несмотря на открытую границу, литовские фуры не начали выезжать из Беларуси. Почему Минск отказывается их выпускать — у DW.На утро пятницы 21 ноября ни один из тысячи застрявших в Беларуси литовских грузовиков так и не пересек границу и не выехал из Беларуси. И это несмотря на то, что ночью 20 ноября Литва досрочно открыла границу с Беларусью, хотя первоначально планировалось, что она останется закрытой до 30 ноября. Литовский МИД уже назвал ситуацию «принуждением и шантажом» со стороны Беларуси. Что происходит — разбиралась DW.
Работа пунктов пропуска нормальная, но грузовики не едут
После открытия Литвой двух пунктов пропуска границу сразу же стали свободно пересекать легковые автомобили, а перевозчики начали продавать билеты на рейсовые автобусы. Но причина, по которой литовские грузовики не начали выезжать, до конца не ясна.
«Ничего не меняется, и непонятно, почему они там не проезжают. Пункт работает, пропускная способность есть. Легковые машины едут, грузовые едут с номерами других стран — в основном, конечно, из России, где у водителей упрощенные документы. Работа пунктов абсолютно нормальная, и они вполне могли бы пропускать и другие транспортные средства, особенно больше фур, но литовские не едут», — об этом рассказал представитель Службы охраны государственной границы Литвы Гедрюс Мишучис, пишет LRT.
Согласно данным этой службы на утро 21 ноября, с момента открытия пунктов из Литвы выехало 409 легковых автомобилей, въехало — 488. Выехало 126 грузовых машин, въехало — 75.
Проблемы есть и у грузовиков, которые едут из Литвы в Беларусь
Президент Литовской ассоциации перевозчиков Linava Эрландас Микенас накануне, 20 ноября, сообщил, что «распространяется неоднозначная информация» о ситуации с грузовиками. По неподтвержденной информации, несколько фур смогли выехать через пункт пропуска «Шальчининкай».
«Что касается «Мядининкай», то там проводятся платежи, позволяющие оплатить парковку (после закрытия границы Беларусь отправила грузовики на специальные стоянки с оплатой в 120 евро в сутки. — Ред.), но электронная очередь, о которой вчера было объявлено, отменена. Всех, кто оплатил, ставят в новую очередь, но я не могу сказать, что туда пропускают фуры», — рассказал глава Linava.
Кроме того, по словам Микенаса, проблемы также возникают у грузовиков, которые выезжают из Литвы в Беларусь — якобы «в Беларуси не знают, как оформлять, хотя автовозы имеют право проезжать до Минска».
МИД Беларуси требует консультаций с Литвой на министерском уровне
По данным Эрландаса Микенаса, Беларусь не выпускает литовские фуры со специальных стоянок, потому что требует встречи представителей МИД Литвы и МИД Беларуси. Это подтвердил и пресс-секретарь МИД Беларуси Руслан Варанков, который заявил, что Литва, закрывая и открывая границу, нарушила свои международно-правовые обязательства. По мнению белорусской стороны, о таких действия необходимо было заблаговременно уведомлять — от одного до пяти дней.
«Нынешнее решение о возобновлении работы пунктов пропуска «Шальчининкай» и «Мядининкай» (с белорусской стороны — «Бенякони» и «Каменный Лог») снова было принято с нарушением установленных процедур. Тем самым литовская сторона в очередной раз показала пренебрежение своими международно-правовыми обязательствами», — заявил представитель МИД Беларуси.
Поэтому белорусский МИД считает по-прежнему актуальными консультации на министерском уровне. Их Минск требовал и ранее, однако в итоге контакты во вторник, 18 ноября, состоялись на уровне заместителей уполномоченных по вопросам границы.
МИД Литвы называет требование Беларуси «шантажом и принуждением»
В свою очередь МИД Литвы, комментируя ситуацию, заявил, что режим Александра Лукашенко, удерживая имущество литовских компаний, пытается использовать ситуацию для своей легитимизации, но это укрепляет позицию Литвы в вопросе более жестких санкций.
«МИД не видит никаких оснований поддаваться принуждению и шантажу со стороны Беларуси (..) Похищение граждан ЕС, а теперь и их собственности, не изменит принципы ЕС в отношениях с диктатурой, которая нападает на него — международная изоляция будет продолжена, а давление на режим — усилено «, — говорится в комментарии ведомства.
«Фуры в заложниках»: почему Беларусь не выпускает литовские грузовики?
Политический аналитик и руководитель Института исследований безопасности им. Костюшко Вадим Можейко, рассуждая о мотивации белорусских властей не выпускать литовские грузовики, шутя говорит: «действительно, почему злодей, захвативший заложников, просто так их не отпускает?»
По его мнению, литовские грузоперевозчики являются активом для Лукашенко. «И как и всех, кто у него в плену, он не хочет выпускать их просто так. Если вдруг кто-то до сих пор не догадывался, как себя может вести Лукашенко, то да, именно так это и происходит».
Для Минска консультации на уровне МИДов — это вопрос легитимации. «Чтобы показать, что с ними разговаривают на равных. В принципе, это постоянная позиция Минска — «признавайте нас за власть», но Литва этого делать не хочет», — говорит аналитик.
В идеальной ситуации, по словам Можейко, белорусские власти хотели бы получить еще и снятие санкций с возобновлением экономического сотрудничества. «Ну и естественно просто продемонстрировать Литве, что вы не можете на нас надавить, а мы на вас — можем».















